Общие положения социальной политики ЕС


Это потребовало координации деятельности национальных органов по учету спроса и предложений на рынке труда и осуществление ее совместно со специальными органами Сообщества. Такие органы были учреждены в 1961 г. В их состав вошли Европейское бюро координации, Консультативный комитет по вопросам свободного передвижения трудящихся, Технический комитет и Административная комиссия по социальному обеспечению рабочих-мигрантов1.
Основные акты Сообщества, регулирующие трудовую миграцию, это Регламенты (правила) Совета № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении трудящихся внутри Сообщества и № 1251/70 от 29 июня 1970 г. о праве работников-мигрантов остаться на территории государства-члена после завершения работы в этом государстве. В развитие этих актов были приняты директивы.
Регламент № 1612/68 отменил все преимущества национальных работников перед мигрантами при найме на работу. Мигранты могут заниматься любой профессиональной деятельностью, свободно выбирать род и место работы на территории стран Сообщества. Сезонные работники и работающие в приграничных районах имеют такие же права. "Сезонный рабочий" означает наемного работника, который перемещается из одного государства — члена ЕС в другое в целях получения временной работы, которая в любом случае не превышает восьми месяцев, если он находится на территории данного государства во время выполнения работы; сезонная работа — это работа, которая зависит от сезона и автоматически повторяется каждый год.
"Рабочие приграничных районов или территорий" — это рабочие, работающие на территории одного государства — члена ЕС, а проживающие на территории соседнего государства-члена, куда они возвращаются ежедневно или, по крайней мере, один раз в неделю. Статус приграничного работника сохраняется", если в течение не более четырех месяцев работник не сможет возвращаться домой ежедневно или раз в неделю, работая на данном предприятии.
Принимающая страна выдает мигранту вид на жительство, который действует не менее пяти лет, а потом автоматически продлевается каждые пять лет. Отказ в продлении вида на жительство и депортация из страны возможны лишь в случае, если поведение работника-мигранта угрожает государственной безопасности и национальной общественной политике.
Члены семьи работника-мигранта могут проживать вместе с ним при установленном Регламентом условии, а именно, если он имеет жилье, отвечающее нормам, действующим в отношении национальных рабочих (ст. 10). Но работник-мигрант, наравне с национальными работниками, имеет право на получение жилья.

Поэтому правило, установленное данной, статьей, не может быть использовано для дискриминации мигрантов.
В состав семьи работника-мигранта входят, согласно ст. 10 Регламента, его супруга, дети до 21 года, а также лица, находящиеся на иждивении как его самого, так и его супруга. Супруга и дети мигранта могут на общих основаниях работать в принимающей стране.
В течение всей своей деятельности органы ЕС разрабатывали специальные программы по улучшению условий труда и жизни мигрантов, их профессиональному обучению, легальному статус, обучению их детей. Дети мигрантов имеют право на государственное обязательное образование, обучение профессии и иную профессиональную подготовку без какой-либо дискриминации. В июне 1977 г. была принята специальная директива об образовании детей мигрантов. Специально оговаривается равенство профсоюзных прав рабочих-мигрантов (ст.

8). Они свободно вступают в профсоюзы, могут быть избраны в профсоюзные органы, равно как и в органы рабочего представительства.
Права мигрантов оставаться на территории принимающей страны после завершения работы определены Регламентом № 1251/70 и некоторыми другими актами. Положения Регламента применяются как к самому работнику, так и к членам его семьи.
Право на постоянное проживание в стране приема приобретают работники-мигранты, которые к моменту прекращения своей трудовой деятельности достигли возраста, дающего по законам принимающей страны право на пенсию по старости, при условии, что они работали, по крайней мере, последние 12 месяцев и непрерывно проживали в этой стране более трех лет. Таким же правом пользуются мигранты, прожившие на территории данного государства непрерывно более двух лет и прекратившие работу по причине постоянной утраты трудоспособности. Если нетрудоспособUость явилась результатом несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, дающих право на пенсию, то срок пребывания в принимающей стране не имеет значения.



Члены семьи работника-мигранта, проживающие вместе с ним на территории государства-члена, вправе остаться на постоянное жительство в этой стране после смерти главы семьи, если он имел право оседлости.
С самого начала деятельности ЕЭС встал вопрос о социальном обеспечении мигрантов. Римский договор 1957 г. предусмотрел, что Сообщество будет предпринимать такие меры в области социального обеспечения, какие необходимы для осуществления свободного передвижения трудящихся (ст. 51).
Работникам-мигрантам и находящимся на их иждивении лицам суммируются все периоды работы, которые учитываются законодательством разных стран для получения и сохранения права на пенсию, пособия по безработице и иных пособий, а также для исчисления их размера.
Пособия по безработице и семейные пособия (пособия семьям, проживающим отдельно от работника на родине) выплачиваются по принципу "страны занятости", т. е. по правилам и в размерах, определяемых законодательством принимающей страны. В случае потери работы мигрант имеет право на пособие по безработице в течение трех месяцев. Это право сохраняется за ним и тогда, когда в поисках работы он возвращается на родину или переезжает в другую страну ЕС.
Один из главных принципов ЕС — свободное перемещение рабочей силы, не затрагивает прав государств-членов принимать меры, которые они сочтут необходимыми для контроля за иммиграцией из третьих стран. Иммиграционная политика остается в ведении каждой отдельной страны-участницы, а национальное иммиграционное законодательство определяет порядок въезда в страну, получения визы и вида на жительство, разрешения на работу в отношении лиц, не имеющих гражданства ЕС. Специально регулируются также вопросы оказания медицинской помощи, социального страхования.

Эти вопросы могут быть предметом двусторонних соглашений с третьими странами.
Приток лиц, выходцев из третьих стран, создает для государства ЕС серьезную проблему, поэтому Договор о Европейском Союзе передал в компетенцию Сообщества визовую политику. Это означает, что Совет принимает решения квалифицированным большинством о том, выходцам из каких третьих стран следует давать визы для пересечения внешних границ Сообщества.
В случае чрезвычайной ситуации в третьей стране, создающей угрозу внезапного притока иммигрантов из этой страны в Сообщество, Совет может, приняв решение квалифицированным большинством, ввести визовый режим для граждан этой страны на срок не более шести месяцев. С 1996 г. Совет квалифицированным большинством утверждает единую форму визы.
В то же время государства-участники должны гарантировать, чтобы трудящиеся третьих стран и члены их семей, законно пребывающие на их территории, могли получать заработную плату, сопоставимую с заработком трудящихся этого государства и обеспечивающую им соответствующие условия жизни и труда. Это положение закреплено в преамбуле Хартии основных социальных прав трудящихся Сообщества.

3. Общие положения социальной политики ЕС
Социальная политика ЕС формировалась и развивалась на протяжении всего времени существования западноевропейской интеграции.
В Римский договор 1957 г. были включены основополагающие нормы о свободном перемещении рабочей силы и положении работников-мигрантов (ст. 7, 48—51), свободе выбора местожительства (ст. 52, 53), положения о социальных правах, в том числе о равной оплате за равный труда мужчин и женщин (ст. 119), охране тру; (ст. 118), оплачиваемых отпусках (ст.

120) и др.
Единый Европейский Акт 1987 г. внес дополнения и изменения в Римский договор и способствовал развитию европейского социального права. Появились новые нормы о повышении безопасности труда и улучшении здоровья трудящихся (ст. 118а), о развитии на европейском уровне переговоров и соглашений между социальными партнерами (ст.

118б).
Свидетельством усиления внимания Сообщества к социальной политике явился факт разработки и принятия в 1989 г. Хартии основных социальных прав трудящихся ЕС1. На дальнейшем развитии социального регулирования настаивало и организованное рабочее движение.
Преамбула Хартии базируется на принципе, что при создании единого европейского рынка одинаково важны как социальные, так и экономические аспекты, и они должны получить сбалансированное развитие. В Преамбуле проводится связь между социальной политикой и достижениями внутреннего рынка Сообщества, потому что "социальный консенсус способствует укреплению конкурентоспособности предприятий, всей экономики в целом и созданию рабочих мест и это — основное условие поступательного экономического развития".



Содержание раздела