Штаб-квартира МВФ располагается в городе Вашингтон, федеральный округ Колумбия, США.
2.1.Фиксация обменных курсов на основе валютных паритетов
Бреттон-Вудская система пыталась сохранить стабильность обменных курсов валют, которые, казалось, являлись одним из основных преимуществ золотого стандарта, увеличив при этом гибкость их регулирования за счет уменьшения роли и значения золота в этом процессе. Для достижения этой цели Бреттон-Вудская валютная система предложила своеобразный метод фиксации обменных валютных курсов. Так как золотые паритеты были безвозвратно отвергнуты, паритетные обменные курсы валют устанавливались и исчислялись в долларах США; сам же американский доллар обменивался на золото по фиксированной цене 35 долларов за 1 тройскую унцию. Кроме того, Бреттон-Вудскими соглашениями сводились до минимума отклонения свободных рыночных обменных курсов валют от официально заявленных паритетов они могли изменяться в ответ на колебания спроса и предложения на внешних валютных рынках только в узких пределах: 1% в каждую сторону от официально заявленных паритетов. Если стоимость валюты какой-либо страны повышалась до верхнего предела, либо падала до нижнего, центральный эмиссионный банк этой страны был обязан вмешаться в создавшуюся ситуацию.
При наличии угрозы дальнейшего повышения стоимости валюты сверх установленной величины, центральный эмиссионный банк должен был реализовать на рынке достаточное количество своей валюты, удовлетворяя избыточный спрос на нее. При наличии угрозы понижения стоимости валюты ниже критической отметки, центральный эмиссионный банк должен был реализовать на рынке часть своих резервов, деноминированных в иностранной валюте, большей частью - в долларах США, чтобы поглотить избыточное предложение своей валюты на внешних валютных рынках.
Предполагалось, что паритетные обменные курсы валют будут устанавливаться исходя из реалистических равновесных уровней, отражающих эквивалентность покупательной силы различных валют на долгосрочных временных интервалах. В этих условиях осуществление валютных интервенций будет необходимо лишь для корректировки и сглаживания незначительных временных колебаний обменных валютных курсов. Более того, если правительство какой-либо страны-участницы Бреттон-Вудских соглашений приходило к выводу, что наблюдаемые отклонения курса валюты этой страны от паритета отражают фундаментальные изменения в условиях обеспечения состояния долгосрочного равновесия, то в его распоряжении имелся еще один выход.
Ввиду наблюдаемых изменений в экономических условиях, правительство располагало возможностью скорректировать самому основу обменного курса валютысвоей страны, а именно - установить новый паритетный обменный курс для свое валюты.
Существовало два способа проведения в жизнь такого решения. Правительство могло моментально заявить о введении нового паритетного обменного курса своей валюты, более высоком или низком, а также объявить о временном переходе своей валюты на "плавающий" относительно других валют обменный курс, повышение или понижение которого будет определяться условиями спроса и предложения на внешних валютных рынках. В последнем случае подразумевается, что по достижении новых условий равновесия "плавающего" курса правительство объявляет о переходе на новый паритетный обменный курс своей валюты.
Ряд стран (среди них особенно выделялась Канада) вводили "плавающие" курсы своих валют на несколько лет подряд. Такие мероприятия однако принято было рассматривать как нарушение духа, если не буквы, законов Бреттон-Вудской валютной системы.
Основатели Бреттон-Вудской валютной системы полагали, что валютные интервенции, направленные на поддержку паритетного обменного валютного курса, предоставляют разработанным валютным соглашениям возможность самоадаптации к изменениям экономических условий, как то обеспечивал золотой стандарт. Подразумевалось, что продажа валюты, предпринятая с целью предотвращения роста ее стоимости, увеличит количество денег, находящихся в обращении на внутреннем рынке. Вызванная этим денежная экспансия, посредством влияния на совокупный спрос, уровень цен и нормы процента, стимулирует предложение валюты по текущим счетам внешнеторговых операций и ограничивает чистый спрос по счету движения капитальных средств до тех пор, пока возникший в экономической системе дисбаланс не будет устранен.
Аналогичным образом закупки своей валюты за рубежом, предпринятые с целью предотвращения уменьшения ее стоимости, истощают банковские резервы стран, сокращая объем денежной массы на внутреннем рынке. По мере адаптации экономической системы к сокращению денежной массы, первоначальное избыточное предложение своей валюты ан внешних рынках исчезало.
2.2.Проблемы и противоречия Бреттон-Вудской валютной системы
По достигнутым в Бреттон-Вудсе соглашениям любая страна, обменный курс валюты которой снижался относительно допустимого предела изменений, принимала на себя отчетливые и недвусмысленные обязательства. Предполагалось, что правительство этой страны либо должно автоматически положиться на силу деенжно-кредитной политики, либо установить новый паритетный обменный курс своей валюты и проводить в жизнь внутреннюю экономическую политику, исключающую возможность появления отмеченного дисбаланса в будущем. К несчастью, большинство власть предержащих не делали ни того, ни другого, когда они сталкивались с понижением обменного курса валют своих стран. Убоявшись роста безработицы и повышения процентных ставок, сопутствующих грядущему в этом случае сокращению денежной массы на внутреннем рынке, чаще всего они прибегали к стерилизации мероприятий на внешних валютных рынках.
Понимая негативные последствия избирательных эффектов на различные отрасли экономики при снижении снижении обменного курса валюты или ее девальвации, правительственные органы всеми способами придерживались неизменных паритетных обменных курсов валют. К этому добавлялось введение протекционистских мер по текущим счетам внешнеторговых операций и практика валютных ограничений по счету движения капитальных валютных средств. Но эти мероприятия лишь отдаляли час расплаты.
Те страны, положение которых на внешних валютных рынках было устойчиво, могли бы прийти на помощь путем ревальвации своих валют, но они это делали это не часто и весьма неохотно. Дело в том, что валютная интервенция от этих стран требовала лишь продажи своей валюты, которую они могли без ограничений производить с помощью печатного станка, бумаги и типографской краски, так что особых выгод от ревальвации они не испытывали. Такие страны, как ФРГ, располагавшая мощной промышленностью, ориентированной на экспорт, многие годы процветала, вовсе не собираясь поднимать обменный валютный курс немецкой марки.
Также необходимо отметить два важных момента. Во-первых, хотя в течение всего послевоенного периода товарные цены росли, официальная цена золота не изменялась, то есть золотое содержание валют не отражало их покупательную способность по отношению товарам и услугам. Это говорит о том, что золото и в условиях Бреттон-Вудской валютной системы не служило основой формирования валютных курсов.
Только в период фактического золотого обращения курсы валют были непосредственно связаны с золотом, при этом весовое соотношение содержания золота в различных денежных единицах служило основой образования валютных курсов. В настоящее время курсы валют формируются путем непосредственного их сопоставления через механизм спроса и предложения на мировом валютном рынке.
Во-вторых, фиксированность валютных курсов отнюдь не означала их стабильности. И до обострения валютного кризиса 1971-1973 годов курсы валют были подвержены неожиданным скачкообразным изменениям в ходе официальных девальваций и ревальваций.
Бреттон-Вудская система оказалась неспособной обеспечить относительную длительную стабильность обменных курсов валют. Это объяснялось тем, что стремление укреплять курсы валют стран-членов МВФ по отношению к доллару США содержало в себе принципиальные противоречия. Такое укрепление могло происходить только за счет ослабления американского доллара.
Однако, поскольку вся система договорно-фиксированных курсов строилась на презумпции незыблемости доллара, ослабление последнего фактически означало подрыв основ всей Бреттон-Вудской валютной системы.
Широкая система государственно-монополистического регулирования в сфере образования валютных курсов (валютные интервенции, дисконтная политика, валютные ограничения) оказалась не в состоянии стабилизировать валютные рынки.