Третий вид ресурсов - человеческие трудовые ресурсы.


С названных позиций создается режим правового регулирования предпринимательской деятельности на основе гармоничного сочетания публичных и частных интересов.

3.Рисковый характер. Предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, т.е. с вероятностью неполучения запланированного или ожидаемого результата. В научных работах предпринимательский риск определяется как деятельность предпринимателя на рынке в ситуации неопределенности относительно вероятного получения прибыли или убытков, когда принимающий решение, не будучи в состоянии однозначно предвидеть, добьется он прибыли или понесет убытки, оказывается перед выбором какого-либо из альтернативных вариантов решения1. Правовая категория предпринимательского риска представляет собой инструментарий, позволяющий своевременно и эффективно регулировать имущественные отношения, возникающие вследствие превращения возможной опасности в реальную действительность.

Это дает возможность практически использовать правовую категорию риска как основание для защиты субъектов предпринимательской деятельности.

4.Направленность деятельности на систематическое получение прибыли, т.е. на неоднократное получение выручки, позволяющей покрыть издержки и получить выгоду. Здесь важно заметить, что конструкция законодательного определения предпринимательства говорит не только о фактическом получении прибыли, что презюмируется. Речь идет о направленности деятельности на систематическое получение прибыли.

Следовательно, прибыли может и не быть в результате такой деятельности, хотя она будет признаваться предпринимательской со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Систематический характер получения прибыли как признак предпринимательства был введен в легальное определение для того, чтобы размежевать получение доходов гражданином-непредпринимателем в результате использования своего имущества в силу ст. 209 ГК РФ от получения прибыли гражданином-предпринимателем. Законодатель не дал четкого критерия разграничения получения прибыли гражданином-непредпринимателем и гражданином-предпринимателем.

Во всяком случае, легальное его определение затруднительно. Поэтому в каждом конкретном случае нужно оценивать

систематичность получения прибыли в комплексе с другими признаками предпринимательства.

Законодательное определение предпринимательской деятельности также перечисляет возможные направления этой деятельности. Систематическое получение прибыли предпринимателем достигается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Перечень направлений и сфер предпринимательской деятельности в ГК РФ сформулирован как исчерпывающий, что представляется неверным.

Уже сегодня известны способы извлечения прибыли, не укладывающиеся в вышеназванные формы, например продажа (уступка) права.

Помимо этого, в указанном выше законодательном определении предпринимательской деятельности закреплен такой признак, как легализованный характер этой деятельности, т.е. возможность ее осуществления только после регистрации в уполномоченном государственном органе. Однако следует отметить, что включение данного признака в легальное определение предпринимательской деятельности является принципиальной ошибкой законодателя. Государственная регистрация - важный момент становления статуса предпринимателя, но она не является сущностным признаком предпринимательской деятельности. Это скорее всего условие законного (надлежащего) предпринимательства.

Отсутствие у явления одного из признаков, составляющих определение какого-либо понятия, означает, что данное явление под это определение не подпадает. Таким образом, получается, что, например, с формальной точки зрения понятия незаконная предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации вообще не существует, поскольку без такой регистрации любая деятельность не может быть признана предпринимательской.

Каковы же функции предпринимательской деятельности? В современной экономической литературе выделяются три основные функции предпринимательства.




1.Ресурсная функция. Для любой хозяйственной деятельности необходимы экономические ресурсы - факторы производства. К ним относятся прежде всего естественные ресурсы - земля, полезные ископаемые, леса и воды. Важными являются инвестиционные ресурсы - машины, оборудование, инструмент, транспорт, другие средства, используемые для производства товаров и услуг и доставки их потребителю, а также собственно финансовые ресурсы.

Третий вид ресурсов - человеческие трудовые ресурсы. Они определяются качественным и количественным составом рабочей силы, ее квалификацией, специализацией, уровнем занятости и т.п.

2.За последнее время в теории и на практике все чаще акцент делается на значимости еще одного ресурса - предпринимательской способности. Предприниматель, берущий на себя инициативу новаторского, нетрадиционного соединения факторов производства - земли, капитала, труда, способствует росту производства товаров и услуг, повышению эффективности экономики. Добивается он этого, осуществляя вторую функцию предпринимательства - организаторскую.

Предприниматель использует свои способности, чтобы обеспечить такое соединение и комбинирование факторов производства, которое наилучшим образом приведет к достижению цели, получению высокой прибыли.

3.Важнейшая функция предпринимательства - творческая, связанная с новаторством. Ее значение особенно возрастает в условиях современного научно-технического прогресса. Усиление функции, связанной с инновациями, генерирует новый экономический климат для предпринимательской деятельности, расширяет рынок научно-технических разработок или венчурного предпринимательства, занятого внедрением новинок техники и технологий.

Кроме того, развивается информационная инфраструктура предпринимательства, расширяется доступ к полезной информации, укрепляются патентно-лицензионные службы, сеть банковских информационных данных, накапливаемых с помощью электронно-вычислительной техники, совершенствуются инструменты и средства предпринимательской деятельности.

Таковы понятие, легальные признаки и условия, а также функции предпринимательской деятельности.
1См.: Афанасьева Н.В., Багиев Г.Л., Лейдиг Г. Конкуренция и инструментарий эффективного предпринимательства / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1996; Багиев Г.Л.

Маркетинг. Словарь. - СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998.
1См.: Дракер П. Рынок: как выйти в лидеры. - М.: Прогресс, 1992.
1Кабышев О.А. Предпринимательский риск: правовые вопросы: Автореф. дисс. ...канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 13.



Содержание раздела