- Нормативно-правовая база рекламной деятельности в РФ


5.3. Нормативно-правовая база рекламной деятельности в Российской Федерации. Юридическое понятие рекламы

На рекламную деятельность в Российской Федерации распространяются как общие положения права, сформулированные в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, так и специальные нормы, имеющие непосредственное отношение к рекламе.

Основным регулятором в данной области является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. 108-ФЗ О рекламе. Следует отметить, что данный Закон признан Европарламентом лучшим в Европе и рекомендован в качестве образца для написания подобных законов в европейских странах.

До принятия этого Закона отдельные нормы, регулирующие рекламные отношения, были разбросаны в различных законах, например в Законах РСФСР О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. и О средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г., в Законе РФ О сертификации продукции и услуг от 10 июня 1993 г., а также в различных подзаконных актах, например в Указе Президента РФ от 15 февраля 1995 г. О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы1, которые нередко

противоречили друг другу. Пробелы, прежде всего, в сфере ответственности, отсутствие системы в правовом регулировании отношений в сфере рекламы отрицательно влияли на этот вид маркетинговых коммуникаций и обусловили необходимость принятия специального закона.

Федеральный закон О рекламе был разработан Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (ГАК), принят Государственной Думой 14 июня 1995 г., подписан Президентом РФ 18 июля 1995 г. и вступил в действие с 25 июля 1995 г. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг (далее - товары) Российской Федерации, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами граждан (физических лиц) и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг. Указанные объекты регулирования, имеющие различную специфику, говорят о комплексности данного Закона.

Согласно устоявшемуся мнению цель Закона О рекламе двояка. Во-первых, его целью является развитие рыночных отношений, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, от ограничения конкуренции на рынке товаров, а также защита прав потребителей товаров, работ и услуг. С этой позиции он как бы дополняет ранее принятые федеральные законы О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках и О защите прав потребителей.

Во-вторых, целью Закона О рекламе является правовое регулирование самостоятельного вида предпринимательской деятельности - рекламной. Нужно подчеркнуть, что в случаях, указанных в п. 1 ст. 1 Закона, т.е. когда потребители рекламы введены ею в заблуждение или ненадлежащей рекламой нанесен вред здоровью, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде, вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также если эта реклама посягает на общественные интересы, принципы гуманности и морали, применяются не только нормы этого Закона, но и нормы гражданского законодательства (например, о возмещении убытков, о недействительных сделках, о ликвидации юридического лица, осуществляющего деятельность без лицензии или запрещенную деятельность), законодательства о защите окружающей среды, а также уголовного законодательства (например, нормы о мошенничестве или заведомо ложной рекламе).

24 июня 1999 г. принят Федеральный закон 121-ФЗ О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации1, в котором указывается на отличие рекламы товаров, работ и услуг от политической рекламы. Закона, который бы регулировал отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения политической рекламы в Российской Федерации, в настоящее время не существует; Закон О рекламе на нее не распространяется.

Не существует в нашей стране и закона об идеологической, в том числе о религиозной, рекламе, хотя такого рода реклама встречается. Следует отметить, что в Законе О рекламе не сказано, что он не распространяется на религиозную рекламу, хотя это и очевидно, несмотря на то, что в понятие реклама входит распространение идей.


Юридическое определение рекламы сформулировано в ст. 2 Закона О рекламе. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях рекламная информация, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Нетрудно заметить, что термин рекламная информация, который употребляется в указанном определении, является синонимом слова реклама.

Для правильного применения Закона важное значение имеет Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. 37 Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе2. В п. 18 данного письма говорится об отличии рекламы от вывески: По смыслу статьи 2 Закона О рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям. Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама.

Следует отметить, что в узком смысле слова законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из Закона О рекламе и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов и подзаконных актов (указов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти).

В широком смысле слова законодательство о рекламе охватывает объемный массив нормативных актов, регламентирующих отношения, связанные с производством, размещением и распространением рекламы. Например, отношения, возникающие при рекламе как приглашении делать оферты, обслуживаются гражданским законодательством. Последнее регулирует также отношения, связанные с опровержением рекламы, содержащей сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица. Кроме того, к законодательному массиву о рекламе в широком смысле слова относятся некоторые нормы законодательства о средствах массовой информации. Например, ст.

36 Закона РФ О средствах массовой информации посвящена распространению рекламы, а ст. 60 - ответственности за нарушение правил ее распространения. К законодательству о рекламе в широком смысле слова следует также отнести нормативные акты в области информации, если они касаются рекламы, в частности постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. 11 Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации1, в соответствии с которым ряду министерств и ведомств предписано предусмотреть льготы рекламодателям, производителям и распространителям рекламной продукции, обеспечивающие стимулирование их деятельности по рекламе продукции (работ, услуг) отечественных производителей.

Реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав и, следовательно, подлежать правовой охране, если она соответствует требованиям к таким объектам, предусмотренным Законом РФ от 9 февраля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах. В соответствии со ст. 6 данного Закона объектами авторского права выступают произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности. Объекты смежных прав - это фонограммы постановок, исполнений, передачи организаций эфирного и кабельного вещания.

Авторские права на рекламу могут быть переданы лицом, имеющим эти права, другим лицам на основании договора.
1СЗ РФ. - 1995. - 8. - Ст. 659.
1СЗ РФ. - 1999. - 26. - Ст. 3178.
2Вестник ВАС РФ. - 1999. - 2.
1СЗ РФ. - 1996. - 3. - Ст. 188.



Содержание  Назад  Вперед