Чрезвычайные кредитные линии МВФ


Чрезвычайные кредитные линии мвф в системе предотвращения международных
финансовых кризисов
нижение устойчивости национальных экономик и мировой валютной системы в целом за последние годы привело к тому, что характерной особенностью финансовых кризисов нового десятилетия стал их галопирующий характер распространения вкупе с более разрушительными последствиями. Поэтому отправной точкой разработки действенной и эффективной системы предотвращения кризисов становится изучение проблемы определения каналов и механизмов распространения влияния кризисов, выразившейся в появлении феномена финансовой контагиации (от англ. "contagion" распространение негативного влияния). И хотя категория контагиации стала атрибутом всех кризисов последних десятилетий, вопрос о точном и исчерпывающем ее определении остается открытым.

Некоторые аналитики определяют финансовую контагиацию как резкое возрастание степени взаимозависимости между рынками двух или более стран на протяжении (или по окончании) финансового кризиса в отдельной стране или регионе**.
Основываясь на характере причин контагиации, американские ученые Гильермо Кальво и Кармен Рейнхарт выделили две ее разновидности:


  • рыночная контагиация, связанная с фундаментальными основами рынка и характеризующаяся резким ростом волатильности макроэкономических показателей экономики;

  • иррациональная контагиация, являющаяся результатом неадекватного (в данных условиях) поведения инвесторов или агентов рынка, выражающегося в финансовой панике, кризисе доверия и т.п.


Наиболее ярко и наглядно действие контагиации прослеживается на состоянии показателей деятельности банковского сектора: ценах финансовых активов, валютных позициях, показателях отдачи капитала и т.п.
Среди предпосылок возникновения и распространения влияния контагиации можно с уверенностью выделить рост объемов международных финансовых потоков. Только за период с 1990 по 1997 г. объем международных частных инвестиций вырос с 40 млрд долл. до 290 млрд долл. (снизившись в 1999 г. до 170 млрд долл.)*. Такое движение капитала несет в себе как экономические выгоды для его участников, так и негативные последствия. Однако ввиду того, что объемы международных финансовых потоков достигают размеров национальных экономик, возрастает потенциальный риск резких ухудшений экономической конъюнктуры по причине возможной репатриации иностранного капитала, что особенно губительно для недостаточно развитых рыночных структур и в условиях нарастающей финансовой нестабильности.

Для первых неуправляемое перемещение международных финансовых потоков подрывает и без того неустойчивые рыночные связи и структуры, что в свою очередь создает благодатную почву для распространения контагиации. В условиях же предкризисного состояния такие экономики испытывают, по существу, двойное давление внутреннее и внешнее, что, несомненно, способствует галопирующему распространению финансового кризиса.
В этой связи возникает необходимость поддержки определенной степени доверия между государством и участниками рынка как составляющей финансовой дисциплины (например, через систему мер финансового контроля и надзора). Кроме того, кризисы, связанные с неконтролируемым движением капиталов последнего десятилетия, привели к усилению степени волатильности рынков и росту их подверженности контагиации. Перед странами периодически возникает проблема так называемых "кризисов доверия", вызывающих неподдающийся прогнозированию отток капиталов, а следовательно, ухудшение инвестиционного климата в целом.

Существующие модели банковских и финансовых кризисов наглядно продемонстрировали, что при наличии многофакторного равновесия институциональные структуры и экономические образования могут быть подвержены влиянию "кризисов доверия". И так как кризисы начинают распространяться еще на начальной стадии своего развития, большинство стран оказываются под их влиянием именно по причине избыточной внутренней волатильности и внешней контагиации. Это является своего рода неотъемлемой составляющей рыночного поведения в целом, отчасти рациональной реакции на события.



Поэтому перед государствами, оказавшимися в условиях кризиса, неизбежно встает необходимость решения проблем его преодоления с учетом как слабых сторон национальной экономики, так и феномена контагиации. Кроме того, образование избыточной волатильности и возникновение контагиации в системе представляет собой многофакторный процесс, осложняющийся еще и тем, что "кризис доверия" может переместить экономическое равновесие из зоны положительного влияния в зону, соответственно, отрицательного когда государственные институты и политика становятся жертвами массированного давления со стороны международных финансов, порождая тем самым необходимость урегулирования их масштабов и направлений движения.
Экспансия же международных потоков капитала становится все более значимым фактором, определяющим состояние всей мировой экономики. Объемы этих потоков, зачастую сопоставимые с ВНП отдельных стран, создают дополнительное давление на размеры и структуру их золотовалютных резервов. Многочисленные эмпирические исследования последних лет показали, что распространение финансовых кризов процесс далеко не хаотичный: влиянию финансовой контагиации подвергаются в первую очередь страны со слабо развитым рынком, скорость же и сила воздействия кризисов определяется не только состоянием отдельной национальной экономики.
Таким образом, поскольку кризисы, как показывает практика, являются следствием как слабости внутренней политики, так и чрезмерной волатильности и контагиации международных рынков, необходима выработка единой в рамках мирового сообщества стратегии предотвращения и борьбы с различного рода кризисами мировых финансов. В этой связи международными организациями под патронажем МВФ и Всемирного банка предпринята попытка разработать двухступенчатый подход к созданию системы коллективной защиты от кризисов. В соответствии с этим на первом этапе предлагается оказывать содействие в выявлении кризисных явлений и внесении коррективов в политику государства, с тем чтобы повысить устойчивость его экономики.

На втором предполагается, что предоставление поддержки со стороны международных финансовых организаций будет осуществляться в первую очередь тем странам, политика которых более устойчива, но все же для них сохраняется угроза распространения контагиации.
В таких условиях перед международным сообществом как никогда остро встает проблема реконструкции мировой финансовой архитектуры, с тем чтобы повысить ее способность быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие в мировой экономике. Неоспоримо велико в этом процессе значение международных финансовых организаций. Однако новая модель международных экономических отношений диктует свои условия дальнейшего построения и функционирования мировой экономики.

Неминуемо происходит изменение роли и значения таких структур, как МВФ и Всемирный банк, которые в перспективе трансформируются из мирового кредитора последней инстанции, органа контроля и пруденциального надзора в своеобразную превентивно регулирующую структуру, основной задачей которой является создание экономических предпосылок для эффективного противодействия возникновению и распространению финансовых кризисов.
Подобное изменение в стратегии продиктовано назревшей необходимостью смены приоритетов деятельности международных финансовых организаций в условиях глобализации со смещением акцентов на достижение сбалансированного роста в рамках мирового сообщества в целом. При этом первостепенное значение отводится борьбе с кризисными явлениями именно на этапе их зарождения. Как отметил первый заместитель исполнительного директора МВФ Стенли Фишер для МВФ будет более эффективным использование финансовых ресурсов, с тем чтобы помочь предотвратить финансовые кризисы, «нежели оказывать помощь для сбора по кусочкам того, что уже было повреждено»*.

Инновационной разработкой, призванной обеспечить финансовую стабильность в долгосрочном периоде, стал новый механизм кредитования МВФ Contingent Credit Line, т.е. Чрезвычайные (или обусловленные) Кредитные Линии. Суть ЧКЛ состоит в том, чтобы способствовать той или иной стране в рамках проводимой ею денежно-кредитной политики увеличить размер золотовалютных резервов до размеров, которые были бы достаточными для предотвращения возникновения и распространения кризиса.
Идея создания ЧКЛ зародилась в тот период, когда Россия была охвачена финансовым кризисом 1998 г. Впервые концепция ЧКЛ обсуждалась на встрече министров финансов и глав центральных банков в Западном Хашимире 3-4 сентября 1998 г. 14 сентября в своей знаменитой речи на заседании Совета по международным делам в Нью-Йорке тогдашний президент США Клинтон подчеркнул, что контагиация это самая большая финансовая проблема, с которой столкнулся мир в конце XX столетия, и предложил пятиступенчатый план преодоления глобального рыночного беспорядка.
Среди мер по достижению международной финансовой стабильности особый интерес вызывает положение о расширении перечня инструментов чрезвычайного кредитования.



Содержание раздела