Субъекты права на товарный знак



Субъектами права на товарный знак признаются юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т.е. те, кто производит товары, оказывает услуги или занимается посреднической либо иной деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в частности ст. 2 и 23 ГК РФ. Необходимость статуса предпринимателя - характерное требование, содержащееся в законодательствах таких высокоразвитых стран, как Франция, Германия, Италия, Швейцария, Япония.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак (охранный документ), которое удостоверяет приоритет, исключительное право владельца на товарный знак.

Сущность правовой защиты товарного знака состоит в том, чтобы предоставить его владельцу возможность неограниченного использования знака, исключая из числа пользователей всех других лиц, а также исключительное право распоряжения им. Иными словами, право на товарный знак является абсолютным. За владельцем закрепляется право запрещать любому третьему лицу применять зарегистрированное на его имя обозначение.

Любое использование знака третьими лицами без разрешения его владельца в какой-либо форме является правонарушением.

Пункт 2 ст. 4 Закона о товарных знаках закрепляет действия, которые могут быть квалифицированы как нарушения прав владельца товарного знака. Ими признаются несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним (до степени смешения) в отношении однородных товаров.

Однако по Закону о товарных знаках сфера действия права на знак ограничивается: перечнем товаров, указанных в свидетельстве, территорией страны регистрации, а также сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

Согласно п. 1 ст. 5 Закона в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.

Изобразительными обозначениями могут быть изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемными обозначениями

являются трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. К комбинациям обозначений относятся сочетания элементов разного характера - словесных, изобразительных и объемных. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Таким образом, по российскому Закону о товарных знаках на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений. Сегодня среди действующих в мире знаков доминируют словесные. Они могут быть представлены в виде имен существительных, фамилий, названий предметов.

Большое распространение получили изобразительные знаки в виде изображений животных, людей, птиц, растений и т.п.

Между тем в ряде государств допускается регистрация далеко не всех видов знаков, регистрируемых в России. Скажем, по законодательству США и Канады ограничено использование в качестве товарных знаков фамилии, что может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в маркетинговых отношениях.

Во многих странах имеется определенная специфика в отношении правовой защиты объемных (трехмерных, пространственных) знаков. Наиболее распространенными объемными знаками являются разнообразные упаковки товаров, среди которых преобладают бутылки, флаконы, коробки, а также оригинальные формы самих изделий, например шоколада, мыла в виде различных фигур. В самом деле, законодательство США так же, как и России, допускает охрану объемных обозначений одновременно в качестве и товарного знака, и промышленного образца. При этом наличие патента на промышленный образец не препятствует регистрации объемного обозначения в качестве товарного знака, если оно способно выполнять основную функцию товарного знака - индивидуализирующую, и если обладатель патента на промышленный образец и владелец товарного знака - одно и то же лицо.



В то же время законодательство Великобритании позволяет охранять трехмерные обозначения только в качестве промышленных образцов.

Российский Закон (п. 1 ст. 5) дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков так называемые другие обозначения, к которым можно отнести особые или экзотические знаки, т.е. представленные в самых необычных формах и выражениях (световые, звуковые, обонятельные, движущиеся и др.). Скажем, к звуковым обозначениям можно отнести различные

сигналы, шумы, мелодии, характерные для той или иной передачи или программы. Однако законодательство по товарным знакам большинства стран этого не допускает. Исключение составляют лишь звуковые знаки, получившие правовую охрану в США, Франции и некоторых странах восточной Европы.

Статьями 6 и 7 Закона определяются требования, предъявляемые к товарным знакам. В ст. 7 установлены относительные, а в ст.

6 - абсолютные основания для отказа в регистрации товарного знака. Статья 6 Закона о товарных знаках называет в обобщенном виде группы обозначений, которые ни при каких условиях не могут быть зарегистрированы как товарные знаки. Так, в ряду обозначений, запрет на регистрацию которых установлен п. 1, главное место занимают обозначения, не обладающие различительной способностью, к которым можно отнести:

1) реалистические или схематические изображения товаров, заявляемые на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения этих товаров;

2) трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением;

3) обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения, сочетания букв, не имеющие словесного характера;

4) линии, простые геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень;

5) общепринятые наименования, представляющие собой, как правило, простые указания товаров, заявляемые для обозначения этих товаров;

6) общепринятые сокращенные наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.).

Не допускается также регистрация товарных знаков, состоящих только из следующих обозначений:


  • представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; официальные названия государств, эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца;



  • вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида (т.е. обозначение, которое в результате его длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стало видовым понятием, например ксерокс);

  • являющихся общепринятыми символами и терминами. Традиционно к первым из них относят обозначения, символизирующие отрасль хозяйства или область деятельности, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике, например чаша со змеей в медицине. К общепринятым терминам относятся лексические единицы, применяемые для определенных сфер науки и техники, например гипотенуза или вольт;

  • указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. Это простые наименования товаров; обозначения категории качества товаров; указание свойств товаров; указания материала или состава сырья; вес, объем, цена товаров; дата производства товаров; данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий; адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие (частично или полностью) из географических обозначений, которые могут быть восприняты как указания на местонахождение изготовителя товара.



Закон о товарных знаках устанавливает запрет на регистрацию обозначений, являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Это, например, обозначения, порождающие у потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности.

Не допускается также регистрация в качестве товарного знака или его элементов обозначений, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (изображающие насилие, убийства, непристойного содержания, оскорбляющие человеческое достоинство, чувства верующих и т.п.).

Рассмотрим относительные (иные) основания для отказа в регистрации, которые содержатся в ст. 7 Закона о товарных знаках. Отличие оснований, установленных в ст.

6 и 7, состоит в том, что с помощью абсолютных оснований определяется возможность охраны знака в зависимости, образно говоря, от его внутреннего содержания, а с помощью иных - в зависимости от наличия прав третьих лиц.

Похожие публикации



Содержание раздела