- Российское конкурентное законодательство


6.2. Российское конкурентное законодательство

Появление рыночной конкуренции в российской экономике предопределило необходимость ее правового регулирования. Конкурентные отношения регулируются комплексом нормативных правовых актов, который в современной юридической литературе и практике нередко обозначается термином конкурентное право (конкурентное законодательство)1.

Центральное место в иерархии конкурентного законодательства (антимонопольного законодательства) занимают положения Конституции РФ. Согласно п. 2 ст. 34 не допускается

экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. К числу запретов антимонопольного характера можно также отнести норму Конституции РФ о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Подобные ограничения могут вводиться лишь в соответствии с федеральным законом и в строго определенных случаях - если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст.

74). Нарушение данного правила будет также представлять собой монополистическую деятельность, преследуемую антимонопольным законодательством.

Принятие антимонопольного законодательства является исключительной прерогативой Российской Федерации. Это следует из п. ж ст. 71 Конституции РФ, относящей установление основ единого рынка к ведению государства на федеральном уровне.

В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативно-правовые акты, устанавливающие принципы функционирования единого рынка на всей территории страны, включая основы антимонопольного регулирования.

Очевидно, что для существования и функционирования эффективной рыночной экономики недостаточно предусмотреть лишь меры, пресекающие определенные правонарушения, в частности монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, и обеспечить контроль за монополизацией экономики. Поэтому особое значение приобретают нормы законодательства, предоставляющие и гарантирующие субъектам предпринимательства право на конкуренцию, т.е. возможность осуществлять конкурентные действия. Во главе угла таких норм находится положение п. 1 ст.

8 Конституции РФ, провозглашающее свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции. В их ряду также нормы законодательства, призванные создать условия существования и развития конкурентных отношений. К таким условиям, в частности, относятся большое число производителей, продавцов и покупателей на рынке, отсутствие или незначительность барьеров для входа на рынок и выхода из него.

Обеспечение этих условий возможно при наличии эффективных норм поощрения отечественного производства, поддержки малого предпринимательства.

Статья 19 Федерального закона от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ О государственной поддержке малого предпринимательства в

Российской Федерации1 (с изменениями и дополнениями от 31 июля 1998 г. и 22 марта 2002 г.) предоставляет органам исполнительной власти и местного самоуправления право оказывать поддержку в организации и обеспечении деятельности союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства в целях создания наиболее благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции.

Организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках определены Законом РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках (далее - Закон о конкуренции, или Закон), который занимает второе место в иерархии конкурентного (антимонопольного) законодательства. В ст. 1 данного Закона указано, что другие федеральные законы, содержащие нормы антимонопольной направленности, должны издаваться в соответствии с Законом о конкуренции. Его основная цель - обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Закон о конкуренции действует на всей территории страны и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках России.



Он применяется и в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые за пределами Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции и влекут за собой иные отрицательные последствия для рынков нашей страны.

Сфера действия данного Закона имеет ограничения - он не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, кроме случаев, когда соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции. Другое ограничение действия Закона о конкуренции состоит в том, что он, по общему правилу, не регулирует отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг. Исключение составляют случаи, когда отношения, складывающиеся на упомянутых рынках, влияют на конкуренцию на товарных рынках.

В настоящее время конкурентные отношения на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются Федеральным законом от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ О защите конкуренции на

рынке финансовых услуг. Предметом регулирования данного закона являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынках ценных бумаг, страховых, банковских и иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на этих рынках. Закон применяется также в случаях, когда действия и соглашения, совершаемые и заключаемые резидентами Российской Федерации за пределами страны, приводят или могут привести к ограничению конкуренции на российском рынке финансовых услуг.

Существенное значение в антимонопольном правовом регулировании имеют положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. Среди них прежде всего следует назвать совместные акты государств СНГ, такие, как Соглашение о принципах сближения хозяйственного законодательства (Бишкек, 9 октября 1992 г.)1; Соглашение о согласовании антимонопольной политики (Москва, 12 марта 1993 г.)2, в развитие которого подписан Договор о проведении согласованной антимонопольной политики (Москва, 25 января 2000 г.). В соответствии с последним участники СНГ обязались координировать совместные действия по борьбе с монополистической деятельностью (и недобросовестной конкуренцией), сближать антимонопольные законодательства государств-участников в той мере, в какой это необходимо для реализации совместной антимонопольной политики, создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и т.д. Для реализации норм Договора о проведении согласованной антимонопольной политики создан специальный наднациональный орган - Межгосударственный совет по антимонопольной политике.

В его компетенцию входят: организация экспертизы проектов документов, связанных с реализацией положений названного Договора; выдача хозяйствующим субъектам стран СНГ обязательных для исполнения предписаний по принятым решениям и т.д.

Важную роль в регулировании конкурентных отношений на российском рынке играют нормы Гражданского кодекса РФ. Конституционные принципы существования конкурентных рынков получили развитие в ст. 1 ГК РФ Основные начала гражданского законодательства и других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности, принципы свободного развития предпринимательства, равноправия хозяйствующих субъектов, охраны частной собственности находят развитие

в положениях. Гражданского кодекса, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов предпринимательства, в нормах о праве собственности, обязательствах и т.д. Принцип свободы договора, являющийся важнейшим юридическим условием рыночной состязательности (ст.

421 ГК РФ), реализуется в других нормах ГК РФ (о сделках и договорах и т.п.).

Среди положений ГК РФ в данной сфере немаловажно также назвать норму п. 1 ст. 10 ГК РФ о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке и норму п. 1 ст. 1033 ГК РФ об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии.

Таким образом, для существования конкурентной среды необходимо, чтобы компании были свободны в методах и средствах экономического состязания. В то же время подобное состязание возможно лишь при условии, когда государство обеспечивает за каждым из них право на произведенные ими продукты и приобретенные товары. И несмотря на то что в настоящее время частная собственность и свобода договора подвергаются некоторым ограничениям, необходимым для нормального функционирования экономики, именно на этом основана конкуренция.

Антимонопольные нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ касаются в основном установления ответственности за отдельные правонарушения (например, ст. 14.9 КоАП РФ, ст. 178 УК РФ), а также регламентации деятельности органов, рассматривающих дела о нарушениях антимонопольного законодательства в административном порядке (ст.

23.48 КоАП РФ).

Похожие публикации



Содержание раздела