- Субъекты конкурентного законодательства


6.3. Субъекты конкурентного законодательства

Главными действующими лицами в конкурентных отношениях являются конкуренты, которыми признаются лишь хозяйствующие субъекты: российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоторые некоммерческие организации, а также

индивидуальные предприниматели. Основным параметром отнесения указанных лиц к субъектам конкуренции является их предпринимательская деятельность.

Коммерческие организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ) и индивидуальные предприниматели (ст. 23 ГК РФ) составляют главную группу конкурирующих субъектов, так как основной целью их деятельности является получение прибыли.

Некоммерческим организациям, т.е. не имеющим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющим полученную прибыль между участниками (пункты 1 и 3 ст. 50 ГК РФ), закон разрешает конкурентные действия лишь при осуществлении ими предпринимательства. Некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ О некоммерческих организациях1 (с изменениями и дополнениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г. и 21 марта 2002 г.) под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Подчеркнем, что определенная группа участников имущественного оборота не имеет права на конкурентные действия. К ним относятся, например, отдельные физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Из числа некоммерческих организаций таковыми являются сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Лишены права конкурировать также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в том числе должностные лица органов государственной власти и управления.

Тем более не относятся к конкурирующим субъектам потребители, так как они не принимают непосредственного участия в конкурентной борьбе на рынке. В связи с этим в определениях понятий конкуренция и хозяйствующие субъекты, содержащихся в ст. 4 Закона о конкуренции, упоминание о потребителях вообще отсутствует. Согласно ч. 2 преамбулы Закона РФ О защите прав потребителей под потребителем понимается

гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребители, а также покупатели (заказчики), являющиеся хозяйствующими субъектами, выступают в качестве третьей стороны в конкурентной борьбе на рынке. Ведь цель состязания между конкурентами может быть достигнута лишь в том случае, если результаты их хозяйственной деятельности (товары, работы, услуги) будут оценены и приобретены другими лицами, т.е. потребителями (заказчиками).

Разумеется, важнейшим фактором маркетинговой макросреды и субъектом конкурентных отношений является государство. Государственную политику по содействию развитию конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводит федеральный антимонопольный орган. Как уже отмечалось, в настоящее время таким органом является МАП России, образованное в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. № 1142 О структуре федеральных органов исполнительной власти1 (с изменениями от 7, 23 декабря 1998 г., 25 мая 1999 г., 9 августа 2000 г. и 5 ноября 2001 г.). Данному органу исполнительной власти были переданы функции упраздненных Государственного антимонопольного комитета РФ, Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральной службы России по регулированию естественных монополий в области связи и Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте. Основные задачи, функции и полномочия антимонопольного органа определены Законом о конкуренции и иными нормативно-правовыми актами2.



Для реализации своих полномочий федеральный антимонопольный орган создает территориальные органы, которые ему подведомственны и осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
1
СЗ РФ. - 1998. - № 39. - Ст. 4886.
2
Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства утверждено постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 793 (с изменениями от 8 апреля и 30 сентября 2000 г.).

Похожие публикации



Содержание раздела