Распространение рекламы на почтовых отправлениях


  • на боковых поверхностях кузовов легковых автомобилей, микроавтобусов и автобусов - до линии окон;

  • на боковых поверхностях кузовов (в том числе фургонов) грузовых (грузопассажирских) автомобилей (кроме автомобилей с наклонными белыми полосами на бортах), прицепов и полуприцепов к транспортным средствам;

  • на топливных баках и крышках инструментальных ящиков мотоциклов.


  • Рекламу предписано размещать на площади, не превышающей 50 от окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которые она нанесена.

    Инструкцией запрещается использовать рекламу на транспортных средствах:

    • имеющих цветографическую окраску, выполненную в соответствии с ГОСТ Р 50574-93 Автомобили, автобусы и мотоциклы специальных и оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 21 июня 1993 г. № 156)1;

    • предназначенных для перевозки опасных грузов и имеющих окраску согласно Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденным приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. № 732;

    • оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами.



    Кроме того, Инструкцией запрещается:


    • устанавливать на транспортных средствах в целях рекламы внешние световые приборы, не предусмотренные заводом-изготовителем, а также использовать в этих целях внешние световые приборы, установленные на транспортных средствах в соответствии с требованиями ГОСТ 8769 Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости;

    • наносить на транспортные средства рекламу, которая по изображению, цвету, месту расположения имеет сходство с цветографическими схемами окраски транспортных средств специальных и оперативных служб;



    • использовать для нанесения рекламы покрытия и элементы, обладающие световозвращающим эффектом;

    • наносить на транспортные средства рекламу, перекрывающую внешние световые приборы, бортовые номера, информационные надписи и символы, а также ограничивающую видимость с места водителя.



    Важно отметить, что в Инструкции ничего не сказано ни о разрешении, ни о запрете размещения рекламы в салонах транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров. Представляется, что это не запрещено, и здесь не требуется особого правового регулирования. Подобная реклама существует, и ни один компетентный орган пока не принял решения запретить ее распространение на основании рассматриваемой Инструкции.

    Распространение рекламы на почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения федерального органа исполнительной власти, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи (в настоящее время - Министерство РФ по связи и информатизации1). Им определяются порядок выдачи разрешений и размер взимаемой за это платы. Причем последняя не должна превышать величину расходов на проведение работ по выдаче разрешений на распространение рекламы.

    Закон О рекламе устанавливает также нормативные особенности рекламы отдельных видов товаров. Прежде всего - это реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий, распространяемая любыми способами. Такая реклама не должна:


    • содержать демонстрацию процессов курения и потребления алкогольных напитков, а также создавать впечатление, что алкоголь или курение помогает достичь общественного, спортивного или личного успеха либо улучшить физическое или психическое состояние человека;

    • дискредитировать воздержание от алкоголя или от курения, содержать информацию 6 положительных терапевтических свойствах алкоголя, табака и табачных изделий и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;



    • обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;

    • распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени;

    • распространяться в любой форме в радио- и телепередачах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;

    • распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.

    <

    p>

    Реклама табака и табачных изделий во всех случаях должна сопровождаться предупреждением о вреде курения, причем в радио- и телепрограммах данному предупреждению должно быть отведено не менее трех секунд эфирного времени, а при распространении рекламы другими способами - не менее 5 рекламной площади (пространства).

    До января 1997 г. на практике часто возникал вопрос о том, распространяются ли вышеозначенные ограничения на рекламу пива. С принятием Федерального закона от 10 января 1997 г. № 15-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции1 этот вопрос отпал, так как ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции2 была дополнена, в результате пиво перестало относиться к алкогольной продукции, следовательно, указанные ограничения на пиво не распространяются.

    В печати отмечалось несоответствие между ст. 17 Федерального закона О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции3, в которой сказано, что реклама любой алкогольной продукции допускается только в организациях, осуществляющих деятельность по производству и обороту алкогольной продукции, и Законом О рекламе, не содержащим такого ограничения.

    Согласно разъяснениям Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по поводу того, каким из указанных нормативных актов следует руководствоваться, ст. 17 Закона О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулирует отношения в области рекламы, а именно устанавливает ограничения на рекламу алкогольных напитков и, следовательно, входит в систему законодательства Российской Федерации о рекламе. И поскольку этот закон принят позднее Закона О рекламе, то следует руководствоваться им.

    Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники при отсутствии разрешения на их производство и (или) реализацию, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации при отсутствии разрешения на такие услуги согласно Закону О рекламе запрещена, даже если получен патент на изобретения в указанной области.

    Реклама лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, а также реклама изделий медицинского назначения и медицинской техники, использование которых требует специальной подготовки, допускается только при наличии разрешения на их производство и (или) реализацию исключительно в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

    Рекламе лекарственных средств посвящена также ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ О лекарственных средствах1. Нужно отметить, что с 1 октября 1999 г. действует Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

    Только эти лекарственные средства можно рекламировать во всех СМИ.

    Следует также учитывать, что 8 января 1998 г. принят Федеральный закон № 3-ФЗ О наркотических средствах и психотропных веществах2, в соответствии со ст. 46 которого реклама наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III, может осуществляться исключительно в специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников. Кроме того, запрещается распространение в целях рекламы образцов лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные средства.

    Согласно закону О лекарственных средствах независимо от формы реклама должна соответствовать фармакологическим данным о лекарственных средствах, полученным при их клинических исследованиях, и требованиям государственного информационного стандарта. Реклама не должна:


    • представлять лекарственное средство как уникальное, наиболее эффективное, наиболее безопасное, исключительное по отсутствию побочных эффектов;

    • вводить в заблуждение относительно состава, происхождения, новизны или патентованности лекарственного средства;

    • подрывать репутацию предприятий - производителей лекарственных средств и веру потребителей в действие лекарственных средств. При рекламе лекарственного средства не допускается его сравнение с другими лекарственными средствами в целях усиления рекламного эффекта;

    • создавать впечатление ненужности медицинских консультаций или хирургических операций;

    • содержать утверждения о том, что действие лекарственного средства гарантировано.



    С 1 января 1999 г. введены в действие Методические указания МУК 2.3.2.721-98 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Согласно этому нормативному акту реклама биологически активных добавок к пище (БАД) в средствах массовой информации не должна противоречить материалам, согласованным при регистрации БАД. Реклама БАД, не прошедших государственную регистрацию в Минздраве России, не допускается.

    Запрещена реклама БАД как уникального, наиболее эффективного и безопасного в плане побочных эффектов средства. Реклама не должна создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией их безопасности, и подрывать веру потребителя в эффективность других средств при профилактике и вспомогательной терапии. Кроме того, реклама не должна создавать впечатление о ненужности участия врача при их применении.

    Похожие публикации



    Содержание раздела