Положения Венской конвенции 1978 г.


Например, государство А. и государство Б. заключили договор о защите капиталовложений, в котором предусмотрели обязанность по выплате компенсации при утрате собственности в результате гражданских волнений. Инвестор из государства А. вложил средства в государство Б. Через два года из государства Б. выделились С., Д., Е. и Г. и образовали четыре государства. Место осуществления инвестиций - государство Е. В случае лишения своей собственности иностранный собственник будет иметь право на возмещение ущерба, на получение компенсации на условиях международного договора, которому корреспондирует обязанность государства Е. выплатить соответствующую компенсацию.

Положительным моментом является и тот факт, что в Конвенции 1978 г. содержится механизм, закрепляющий порядок разрешения споров относительно толкования или применения положений Конвенции. Государство, используя принципы дипломатической защиты своих граждан за рубежом, может в интересах защиты прав своих граждан на территории государства - реципиента собственности использовать механизм примирительной процедуры, установленный в Приложении к Конвенции, обратившись с соответствующей просьбой к Генеральному секретарю ООН. Процедура предусматривает создание примирительной комиссии из мировых посредников. По итогам ее работы комиссия представляет свой доклад, который включает выводы о вопросах права и факта и рекомендацию, предложенную на рассмотрение сторон с целью облегчения разрешения спора. Следовательно, решения комиссии не носят общеобязательного характера для сторон.

При применении положений Конвенции необходимо учитывать, что в практике политического страхования сложилось широкое понимание термина "война", включающего в себя любые боевые действия, ведущиеся организованными силами национального или международного подчинения независимо от того, объявлена война или нет*(166).

Однако положения Венской конвенции 1978 г. не применяются к правопреемству государств, которое возникает в результате начала военных действий между государствами (ст. 39, 40 Конвенции). Следовательно, если в результате военной оккупации, а в последующем на основании мирного договора к государству С. перешли права на территорию государства Б. в результате объединения, вопрос выплаты компенсации, установленной в договоре о защите капиталовложений государства Б., остается открытым.

Поэтому, даже если в договоре о защите капиталовложений будет установлено, что при правопреемстве государство - преемник будет нести обязанность по выплате компенсации в случае причинения ущерба собственности инвесторам другой Договаривающейся Стороны в результате гражданских волнений, это не будет являться достаточным основанием для того, чтобы сделать вывод, что государство - преемник несет обязанность по выплате компенсации в любом случае и при любых обстоятельствах.

Вопрос о правопреемстве может быть поставлен и при коренной ломке общественно-экономических и политических структур и образовании на месте государства - предшественника государства с резко отличающимся от прежнего социальным содержанием. Вместе с тем данный вопрос в принципе не возникает, если в рамках одного и того же государства происходит неконституционная смена правительства: сохраняется государство как субъект международного права и все его международные обязательства, поскольку они связывают не правительство, а именно государство. В такой ситуации новым правительством может быть поставлен вопрос об отказе от некоторых договоров, особенно при изменении формы правления, если есть основания для такого отказа, предусмотренные правом международных договоров, а не об общем пересмотре отношения к своим международным обязательствам, характерном для правопреемства.

Как отмечает профессор С.В. Черниченко, в доктрине нет единства мнений по вопросу о том, возникает ли новый субъект международного права при радикальных социальных изменениях в результате революции или же, поскольку сохраняется государственность данного народа, смены субъекта международного права не происходит. Это проблема непрерывности (континуитета) и тождества (идентичности) субъектов международного права при социальных катаклизмах. При кардинальной перестройке общества и сломе старой государственной машины (например, в России в 1917 г.) право государства на отказ от договоров возникает не в связи с правопреемством, а в связи с коренным изменением обстоятельств (ст. 62 Конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г.).*(167)



При этом все же стоит заметить, что обеспечить исполняемость государством - преемником тех договоров, которые ему невыгодны, на деле невозможно в любом случае, так как оно практически всегда вправе денонсировать эти договоры в общем порядке*(168).





Содержание раздела