Бреттон-Вудс 1944 г.


Конечно же, необходимо учитывать, что принятые государствами валютные ограничения направлены на изыскание недостающих средств для регулирования платежного баланса страны и применяются в странах с переходной экономикой. Однако данные меры довольно болезненны и не способствуют реальному обеспечению защиты прав инвесторов.

Как установлено, денежной единицей иностранных государств является расчетная единица, признаваемая законным платежным средством иностранного государства, обязательная к приему на всей его территории и, как правило, эмитируемая национальным центральным банком. В то же время существуют и международные расчетные единицы, под которыми подразумевается искусственная валютная единица, представляющая собой условный масштаб, применяемый для соизмерения международных долговых обязательств, платежей. Для обслуживания международных экономических отношений широко используются прототипы мировых денег, в частности СДР, евро.

Так, в рамках Европейского Союза создан Европейский валютный союз (ЕВС), и с 1 января 1999 г. для стран - участниц ЕВС была введена единая валюта - евро, - призванная постепенно заменить национальные валюты соответствующих стран. В течение трех лет евро обращался наряду с национальными валютами. С 31 декабря 2001 г. все счета, которые до тех пор выражались в национальных валютах участвующих стран, в обязательном порядке были конвертированы в евро, а с 1 января 2002 г. в обращение введены новые монеты и банкноты в евро, выпускаемые Европейским центральным банком.

В качестве примера иностранной валюты в международных денежных единицах следует назвать и СДР (Special Drawing Rights). Эта валюта эмитируется Международным валютным фондом и распределяется между странами - членами МВФ пропорционально их квотам международных кредитных, резервных и платежных средств. Данные средства используются для урегулирования сальдо платежей балансов, пополнения официальных валютных резервов, расчетов с МВФ, соизмерения стоимости национальных валют стран, входящих в МВФ. Эмиссия СДР осуществляется только в форме безналичных перечислений путем записей по счетам стран - участниц системы СДР. Официально СДР могут использовать банки, предприятия, частные лица, но тем не менее вне МВФ специальные права заимствования используются ограниченно.

Необходимо отметить, что продажа СДР имеет определенные особенности, так как они являются особым видом синтетической международной валюты, выпускаемой МВФ с 1970 г. и используемой в операциях между центральными банками государств, которые входят в Фонд. Специфической чертой СДР с точки зрения правового статуса является их международный характер. Такие инструменты создаются на коллективной договорной основе и предназначены исключительно для осуществления платежных и других валютных операций во взаимных экономических отношениях между странами*(189).

Использование данного инструмента вместо валютных ограничений позволяет производить замену внутригосударственных административных методов регулирования процесса конвертации валют на международные экономические меры.

Таким образом, иностранной валютой является имущество, которое обладает особым правовым статусом в силу своего происхождения (эмитировано центральными банками иностранных государств либо международными организациями) и способно выполнять роль всеобщего эквивалента в международных операциях. Иностранная валюта существует как в наличной, так и в безналичной форме. По статусу ее можно разделить на валюту соответствующего иностранного государства, международную валюту (СДР), региональную валюту (евро).

Современная международная валюта функционирует в рамках МВС, созданной на основе Бреттон-Вудских соглашений 1944 г., которые являются многосторонними международными договорами универсального типа. Они устанавливают и юридически закрепляют фундаментальные положения МВС и учреждают:

- МБРР как постоянно действующий орган, обеспечивающий создание благоприятных условий для капиталовложений, стимулирующий потоки долгосрочных инвестиций;

- МВФ как центр, способствующий сотрудничеству и консультациям между странами - членами по международным проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности.



В Бреттон-Вудсе в 1944 г. в основу международного экономического порядка был заложен принцип фиксированных, но корректируемых обменных курсов валют. Изменение валютного курса стало возможно лишь с санкции МВФ в целях корректировки равновесия валют.

Международный валютный фонд - международная валютно-финансовая организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. В ст. I Соглашения об МВФ определены цели Фонда, включающие:

- достижение стабильности валютных курсов и недопущение конкурентной девальвации валют;

- содействие в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами - членами;

- устранение валютных ограничений;

- предоставление странам - членам валютных средств для финансирования дефицитов платежных балансов стран - членов.

Членами МВФ является 181 страна мира, включая все республики бывшего СССР*(190).

Каждая страна имеет 250 базовых голосов плюс один голос за каждые 100 000 СДР дополнительно приобретенных акций со всей квоты. Наибольшими квотами в МВФ располагают США - 18%, и Япония - 5,7%. У России 3% голосов, что составляет 4,3 млрд СДР*(191). Надзором за политикой обменных курсов государств занимается Исполнительный совет. Он выбирает директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве председателя Совета. В 1974 г. по решению Совета управляющих для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к "плавающим" курсам валют был создан Временный комитет по вопросам реформирования МВС.

Основные направления деятельности МВФ включают предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран - членов. Фонд предоставляет кредиты при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике государства. Перед получением обусловленных кредитов страна - заемщик согласовывает с Фондом программу финансово-экономической стабилизации.

В рамках МВФ была одобрена поправка к Соглашению организации (Resolution N 23-5 of Board of Governors), которая установила создание СДР и заменила ими золото в международных расчетах. СДР - это эталон, посредством которого национальная валюта приравнивается ко всем денежным единицам, что позволяет установить режим валютных курсов.

С отменой паритетной системы каждая страна имеет право выбирать свой собственный метод определения меновой стоимости национальной валюты. МВФ уделяет серьезное внимание развитию операций в СДР. С 1970 г. распределено в общей сложности 21,4 млрд СДР. Фонд предоставляет разрешение на операции в СДР другим финансовым учреждениям: МБРР, региональным валютным фондам. Эксперты фонда неоднократно высказывали идею о возможности сближения СДР с европейской резервной единицей - евро. Это может привести к созданию единой международной резервной единицы, а в отдаленном будущем - и единой валютной единицы*(192).

В соответствии с разд. 2(b) ст. XIX Соглашения об МВФ государство - участник может использовать СДР для приобретения у другого участника эквивалентной суммы валюты по соглашению с таким другим участником. В разд. 3 данной статьи устанавливаются критерии наличия потребности страны - члена Фонда, к которым отнесены состояние платежного баланса или резервов, динамика их резервов.

Государство, нуждающееся в иностранной валюте, осуществляет заимствование (Drawing) либо в иностранных валютах, либо в СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которая зачисляется на счет МВФ в центральном банке этого государства. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны - члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. На практике с просьбой о предоставлении кредита в Фонд обращаются главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам - членам под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на такую валюту нет спроса, она остается у Фонда до ее выкупа страной - эмитентом.

Фондом назначаются государства - участники для предоставления валюты. Участник подлежит назначению, если состояние его платежного баланса и валютных резервов является достаточно прочным, чтобы сбалансировать распределение между ними авуаров в СДР. При этом участник, назначенный Фондом, обязан предоставить по требованию свободно используемую валюту участнику, использующему СДР.

Таким образом, СДР - это право на получение и специальное использование иностранной валюты. Этому праву соответствует обязательство о предоставлении кредита стране - участнице соглашения. Такая связь с национальной валютой указывает на симбиоз международных и валютных элементов, воплощенных в рассматриваемом валютном инструменте. Они выполняют роль масштаба цен при обмене СДР на национальные валюты.



Содержание раздела