О недрах



О федеральных органах правительственной связи и информации1 (ст. 10, 11, 18, 23); Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 О налоговых органах Российской Федерации2 (ст. 7); Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 О федеральных органах налоговой полиции3 (ст. 10); Закона РФ от И марта 1992 г. № 2487-1 О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации4 (ст.

3); Закона РФ О средствах массовой информации (ст. 4, 20, 40, 41, 58); Закона РФ О стандартизации (ст. 4); Закона РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 О недрах5 в ред. от 3 марта 1995 г. (ст.

27, 43, 49); Федерального закона О естественных монополиях (ст. 13); Федерального закона О рекламе (ст. 27).

Вместе с тем в действующем законодательстве в указанной сфере отсутствует эффективный механизм реализации и защиты прав на коммерческую тайну, поскольку содержащиеся в законах нормы имеют в основном декларативный либо бланкетный характер. Например, согласно п. 3 ст. 184 ГК РФ коммерческий представитель после исполнения поручения обязан хранить в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках.

При этом Кодекс не указывает срок, в течение которого действует такое ограничение, не определяет он и ответственность лица, нарушившего данный запрет.

Как было отмечено выше, Закон Об информации, информатизации и защите информации определил понятие конфиденциальной информации как документированной информации, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ее разновидностью является коммерческая тайна. В соответствии с ведущей ролью гражданского законодательства в регулировании отношений, связанных с коммерческой тайной, правовая охрана такой информации осуществляется способами, предусмотренными ГК РФ.

Положения о коммерческой тайне появились еще в Основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик в 1991 г. и продолжают действовать и в настоящее время. Так, ст. 151 Основ регулирует права и обязанности обладателя секретов производства, а также устанавливает ответственность за их незаконное использование. В данной статье сформулированы

условия отнесения сведений к секретам производства (ноу-хау), которые впоследствии были скомпилированы в ГК РФ для определения понятия коммерческой тайны, однако секрет производства представляет собой только один из вариантов коммерческой тайны.

Статья 139 ГК РФ определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Подобным образом коммерческая тайна определяется законодательством многих стран. Указанная статья дает понятие информации, не подпадающей под действие положений авторского, патентного или другого специального законодательства. Кроме того, она не конкретизирует, какие сведения могут представлять коммерческую тайну.

Общим признаком такой информации является коммерческая ценность. Думается, что в соответствии со ст. 139 ГК РФ к таким сведениям можно, в частности, отнести коммерческие планы организации, финансовые и иные условия сотрудничества организации с партнерами, любую информацию о партнерах, режим охраны помещений, опыт специалистов, технологические приемы и решения, применяемые в производстве, маркетинге и менеджменте, а также другие информационные ресурсы, обладающие коммерческой ценностью, упомянутые в начале данного параграфа.

Не следует, однако, упускать из виду, что возможности предпринимателей по отнесению сведений, связанных с их деятельностью, к коммерческой тайне не безграничны. Любое государство вправе осуществлять контроль за деятельностью предпринимателей, следить за своевременностью и полнотой уплаты налогов, оценивать воздействие их деятельности на окружающую среду и т.д. Поэтому повсеместно законом, иными правовыми актами или судебной практикой определяются сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Так, постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну1. К таким сведениям отнесены:



  • учредительные документы;



  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные свидетельства, лицензии, патенты);

  • сведения по установленные формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;

  • документы о платежеспособности;

  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;

  • документы об уплате налогов и обязательных платежах;

  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;

  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.



Организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять перечисленные сведения по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива организации.

Необходимо иметь в виду, что позднее принятыми законодательными актами установлены некоторые исключения. Например, в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) не допускается опубликование или разглашение иным образом сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

Обычно режим коммерческой тайны на предприятии устанавливается локальным нормативным актом, в котором определяются перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ознакомления с этими сведениями, круг лиц, имеющих право доступа к сведениям, порядок доступа, ответственность за

разглашение. Таким образом, объем сведений, составляющих коммерческую тайну каждого предпринимателя, будет разным.

В то же время в некоторых случаях сведения относятся к коммерческой тайне непосредственно законами и подзаконными актами. Например, в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ О бухгалтерском учете1 (с изменениями от 23 июля 1998 г. и 28 марта 2002 г.) содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Статья 31 Федерального закона от 22 апреля 1996 г: № 39-ФЗ О рынке ценных бумаг дает определение служебной информации на рынке ценных бумаг.

Ею признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и о выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, такой информацией, в преимущественное положение по сравнению с другими субъектами рынка ценных бумаг.

Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 30 августа 1996 г. № 123 утвержден Временный перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию2, а управляющим отделениями Пенсионного фонда вменено в обязанность осуществлять мероприятия по обеспечению защиты этих сведений. Перечень, в частности, включает:


  • сведения, раскрывающие систему, средства и методы зашиты информации на средствах вычислительной техники ПФР от несанкционированного доступа, а также значения действующих кодов и паролей;

  • сведения, содержащиеся в лицевых счетах плательщиков страховых взносов, в том числе банковские реквизиты; фонды оплаты труда и доходы; расчетные счета; начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; бухгалтерскую (финансовую) отчетность; фамилии руководителей и главных бухгалтеров, их адреса и телефоны; количество работающих на предприятии (в организации);

  • акты документальных проверок юридических и физических лиц по соблюдению ими уплаты страховых взносов.



Наряду с локальными актами организации правовая охрана коммерческой тайны также устанавливается законодательством.

Например, в соответствии со ст. 15 Закона РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках сведения, составляющие коммерческую тайну, полученные федеральным антимонопольным органом (территориальным органом), не подлежат разглашению. Статья 33 Федерального закона О рынке ценных бумаг предусматривает, что лица, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать ее для заключения сделок, а также передавать для совершения сделок третьими лицами.

Законодательством устанавливается ответственность за разглашение информации, составляющей коммерческую тайну. Так, в случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Кроме того, согласно ст.

25 Закона РФ О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках должностные лица федерального антимонопольного органа (территориального органа) несут административную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда.

Похожие публикации



Содержание раздела