Микросреда банковского маркетинга



Нам же с позиции правовой охраны интересны случаи, когда информация о клиенте предоставляется без его согласия. В этом смысле подход к определению круга субъектов, имеющих право на получение банковской информации, должен быть двояким.

Во-первых, с позиции микросреды банковского маркетинга необходимо рассматривать возможность обмена указанной

маркетинговой информацией внутри банковской системы, скажем, между разными банками по поводу кредитоспособности клиента. В этом плане в российском банковском сообществе обсуждался вопрос о создании центра или иного организационного межбанковского образования, который бы специализировался на сборе, обработке и предоставлении сведений о непогашенных банковских кредитах, о неплатежеспособных клиентах банков и т.д. Однако подобные идеи блокировались правовым режимом банковской тайны, тем самым возникала вроде бы неразрешимая ситуация. На самом деле опыт зарубежных стран в указанной сфере показывает, что данная ситуация не является неразрешимой. К примеру, свидетельством тому являются публикации французских правоведов.

Ссылаясь на наличие профессиональной тайны, режим которой охватывает всех участников банковской системы, они указывают на вполне обоснованное существование при Банке Франции центральной службы рисков, картотеки неоплаченных чеков и картотеки отказов от уплаты. Такие картотеки создаются в силу прямого указания закона самими банками. Они располагают средствами обработки информации, гарантируя ее точность и конфиденциальность.

Вместе с тем за этими картотеками осуществляется контроль, являющийся функцией Ко миссии по свободе компьютерной информации. Информация, включенная в картотеку, доступна только профессионалам1.

Во-вторых, исследование круга субъектов, имеющих право получать банковскую информацию, предполагает выход за пределы банковской и профессиональной систем на уровень маркетинговой макросреды и предоставление отдельным субъектам права получать банковскую информацию о состоянии дел клиентов банка без их согласия. В связи с этим в п. 2 ст. 857 ГК РФ говорится, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 26 Закона о банках называет исчерпывающий перечень субъектов, имеющих право на получение информации, (составляющей банковскую тайну, без согласия клиентов, применительно к двум группам клиентов банка:



  • физическим лицам - правом на получение банковской информации обладают в основном два субъекта - суды по делам,




  • находящимся в их производстве (уголовные и гражданские дела, дела об особом производстве); органы предварительного расследования по делам, находящимся в их производстве, и с санкции прокурора. Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном в кредитной организации завещательном распоряжении, а также нотариальным конторам - по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям;


  • юридическим лицам и гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - справки по их операциям и счетам предоставляются большему кругу субъектов: судам и арбитражным судам (судьям); Счетной палате Российской Федерации; органам государственной налоговой службы (ныне МНС России) и налоговой полиции; таможенным органам РФ - в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а также, с согласия прокурора, - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.



Пределы раскрытия банковской тайны, порядок и условия Предоставления информации перечисленным субъектам кредитными организациями, аудиторскими организациями, Банком России и другими ее обладателями третьим лицам без согласия клиентов определяются законодательством.



Рассмотрим некоторые правовые аспекты предоставления отдельным государственным органам и другим уполномоченным лицам информации, составляющей банковскую тайну.

Наиболее распространенное для банков действие - предоставление сведений об операциях и счетах юридических лиц в налоговые органы. Порядок предоставления таких сведений предусмотрен НК РФ и другими нормативными правовыми актами, которые должны соответствовать НК РФ и нести в себе нормативные предписания о процедуре и документообороте по поводу предоставления банковской информации.

Статья 86 НК РФ определяет обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Согласно абз. 2 п. 1 данной статьи банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня открытия или закрытия такого счета. Приказом Госналогслужбы РФ от 23 декабря 1998 г. № ГБ-3-12/340 утверждена форма Сообщение банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского

счета и порядок ее заполнения. Кроме того, письмом МНС РФ от 31 декабря 1998 г. № ВП-6-12/933@ направлены Рекомендации для налоговых органов по осуществлению учета сведений об открытии/закрытии налогоплательщикам счетов в банках.

Хозяйствующий субъект вправе открыть расчетный счет в любом банке для совершения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Количество таких счетов в настоящее время не ограничено. Данная норма вступила в силу 2 апреля 1994 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21 марта 1995 г. № 2911 О признании утратившим силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1006 Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей2, который вводил ограничение на количество расчетных3 (текущих4) счетов.

В соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. В силу ст.

135.1 НК РФ непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа таких справок в указанный срок влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

На основании ст. 61 НК РФ течение срока начинается на следующий день после получения банком запроса налогового органа.

Кроме того, по истечении отчетного года по запросам налоговых органов кредитными учреждениями представляются следующие сведения о финансово-хозяйственной деятельности отдельных юридических лиц и прочих организаций5:


  • о наличии и движении средств на расчетных (текущих), ссудных, валютных и других счетах с указанием юридических лиц и иных организаций-отправителей и получателей этих средств;

  • о движении наличных средств и лимите кассовой наличности;

  • выписки из лицевых счетов клиентов;

  • о перечислении налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и во внебюджетные фонды;

  • о полученных кредитах и оплаченных процентах по видам предоставленных кредитов, в том числе просроченных.



Сведения, перечисленные выше, должны представляться в налоговый орган не позднее чем в 15-дневный срок с момента вручения письменного запроса руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Предоставление сведений, составляющих банковскую тайну, федеральным органам налоговой полиции имеет свою специфику.

В связи с принятием части первой НК РФ между Ассоциацией российских банков и ФСНП России возникла дискуссия по вопросу возможности доступа федеральных органов налоговой полиции к банковской тайне в зависимости от наличия или отсутствия в производстве этих органов соответствующего уголовного дела.

Федеральная служба налоговой полиции РФ придерживается следующей позиции1. В соответствии со ст. 857 ГК РФ государственным органам и их должностным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Статьей 26 Закона о банках и банковской деятельности установлено, что справки по операциям и счетам хозяйствующих субъектов выдаются кредитной организацией, в том числе органам МНС России и налоговой полиции, в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с п. 9 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 О федеральных органах налоговой полиции2 (с изменениями от 17 декабря 1995 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г.) федеральным органам налоговой полиции предоставляется право получать безвозмездно от министерств, ведомств, а

также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на ФСНП обязанностей. Полученная этими органами информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит.

Похожие публикации



Содержание раздела