- Договор на проведение маркетинговых исследований


1.5. Договор на проведение маркетинговых исследований

Основу маркетинговой деятельности составляют маркетинговые исследования. Они предполагают сбор, обработку, анализ и систематизацию рыночной информации в соответствии с возникающими в практике хозяйствующих субъектов маркетинговыми проблемами и предназначены для решения конкретных задач, стоящих перед заказчиком. Таким образом, с точки зрения юридического обеспечения, речь должна идти о правовом регулировании информационных отношений.

Информация как объект маркетинговых исследований с правовых позиций характеризуется некоторыми особенностями.

Во-первых, информация есть нематериальное и непотребляемое благо и подвержено не материальному, а моральному износу. Как уже говорилось, Федеральный закон Об информации, информатизации и защите информации вводит понятие документированной информации (документ), зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. То есть речь идет об овеществлении информации путем закрепления ее на материальном носителе. В результате

этого документированная информация может быть представлена в виде книги, статьи в журнале, банка данных в ЭВМ или на бумажном, машиночитаемом и ином носителе. Лишь будучи воплощенной в объективированную, материальную форму информация может быть включена в научно-технический и маркетинговый оборот.

Во-вторых, установлена возможность неограниченного тиражирования информации и отсутствие монополии на информацию, кроме случаев, прямо оговоренных в Законе.

В-третьих, информация, представляющая результат творческой деятельности, является объектом интеллектуальной собственности. Это авторские произведения, ноу-хау, изобретения, на которые существует совокупность исключительных прав. Такие объекты регулируются специальным законодательством.

При этом правовому регулированию подвергается не сам процесс творчества, а создание организационных, имущественных и иных основ творческой деятельности.

В-четвертых, существует позиция, согласно которой информацию можно рассматривать одновременно как нематериальный объект и как овеществленный предмет, что позволяет вести гражданско-правовую защиту документированной информации не только с помощью института интеллектуальной собственности, но и института вещной собственности. Такую двойственную правовую природу информации, рассматриваемую некоторыми специалистами, необходимо иметь в виду при защите прав на информацию граждан и юридических лиц1.

Юридическое оформление процесса получения, использования, охраны и распространения информации требует заключения договоров. Правовыми формами информационного обеспечения маркетинговой деятельности выступают:

1) договор на проведение маркетинговых исследований;

2) договор на оказание информационных услуг;

3) договор подписки на периодическое печатное издание;

4) договор о неразглашении конфиденциальной информациипредприятия и др.

Для проведения маркетинговых исследований в крупных компаниях как правило создаются собственные маркетинговые службы, специально занимающиеся этими вопросами. Однако далеко не каждый хозяйствующий субъект может себе позволить создание и содержание маркетинговых подразделений (особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса). Поэтому для получения маркетинговой информации им приходится обращаться в специализированные фирмы, которые на договорной основе проводят маркетинговые исследования для заинтересованных заказчиков.

Нетрудно заметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, регулирующих договорные отношения, связанные с проведением маркетинговых исследований. Более того, современное отечественное гражданское законодательство даже не упоминает таких важнейших понятий в условиях рыночной экономики, как маркетинг, маркетинговые исследования, маркетинговые обязательства. В то же время в условиях практически полного отсутствия специального нормативного регулирования договор становится главным средством организации отношений между предприятием и специализированной фирмой по поводу проведения ею маркетинговых исследований.



Не следует, однако, упускать из виду, что независимо от того, регулируется ли конкретный вид договора ГК РФ или другими законодательными актами, согласно ст. 421 ГК РФ, провозглашающей свободу договора, стороны вправе заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, а также такой, в котором содержатся элементы различных договоров. Посему тот факт, что в ГК РФ не нашел закрепления договор на выполнение маркетинговых исследований, разумеется, не означает, что сторонам, его заключившим, будет отказано в гражданско-правовой защите.

Вместе с тем приходится констатировать, что отсутствие четкой правовой регламентации маркетинговых исследований и сложившейся практики составления договоров на проведение маркетинговых исследований создает для контрагентов значительные трудности при заключении и исполнении таких договоров.

Надо сказать, что некоторые отечественные фирмы, занимающиеся оказанием маркетинговых и консалтинговых услуг, проводят маркетинговые исследования рынка и предоставляют их результаты в виде готовых баз данных заинтересованным пользователям за соответствующую плату. Отношения, возникающие

при передаче пользователю базы данных, содержащей маркетинговую информацию, оформляются договором об оказании информационных услуг. Между тем отношения, складывающиеся между заказчиком и специализированной организацией по поводу проведения последней маркетинговых исследований по заданию заказчика, не укладываются в участок отношений, связанных с возмездным оказанием услуг. Они предполагают комплексную договорную конструкцию, для уяснения которой необходимо прежде всего определить и проанализировать существенные для таких исследований моменты, которые отражают специфику взаимоотношений сторон в данной сфере.

Задачей маркетолога является не просто обработка полученной информации для передачи заказчику в систематизированном виде. Информация как первичная, так и вторичная служит лишь основой исследования, результатом которого становятся выводы и рекомендации, необходимые заказчику для принятия управленческих решений. Поэтому работа маркетолога всегда представляет собой определенное исследование, осуществляемое исходя из задания заказчика, конечной целью которого являются четкие заключения по исследуемому кругу вопросов.

Конечно, и сами выводы тоже могут рассматриваться как информация, однако это уже информация другого порядка, чем исходные сведения.

Понятие маркетинговая информация как раз и включает в себя как исходные первичные и вторичные данные, так и продукт их исследовательской переработки. Именно маркетинговая информация и является объектом отношений, возникающих в связи с проведением специализированными фирмами маркетинговых исследований по заданию заказчика. В конечном счете она предстает в объективированной форме в виде отчета о проведенном исследовании и обладает свойствами нематериального объекта, зафиксированного на материальном носителе, но не сводится к нему.

Тем самым маркетинговые исследования корреспондируются с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими, технологическими и проектно-изыскательскими видами работ.

Целью заказчика маркетинговых исследований является получение и дальнейшая практическая реализация рекомендаций маркетологов, связанных с разрешением проблемных ситуаций как уже известных, так и выявленных в процессе маркетинговых исследований и мероприятий. Ориентация маркетинговых исследований на решение определенных задач обусловливает их

прикладной характер. Конечной целью маркетинговых исследований является получение заказчиком на их основе экономического эффекта в предпринимательской деятельности.

Таким образом, главным назначением маркетинговых исследований по заданию заказчика можно считать внедрение результатов исследований и рекомендаций маркетологов в хозяйственную практику заказчика и на базе этого получение экономической выгоды.

Сказанное позволяет отграничить обязательства по проведению маркетинговых исследований от обязательств по передаче информации, ибо целью последних является доведение до сведения заказчика своевременной, полной, точной и достоверной информации. Что касается экономической выгоды, то она достигается за счет экономии пользователем информации времени и средств на ее получение.

Для юридического оформления отношений, связанных с проведением маркетинговых исследований немаловажное значение имеют определение и анализ самих работ, проводимых специализированной фирмой по заданию заказчика. Ведь маркетинговые исследования представляют собой не просто механический сбор, обработку, классификацию и систематизацию информации по интересующим заказчика проблемам. Они базируются на применении специфических средств и приемов, в том числе широкого арсенала научных методов, включая эксперимент, методы наблюдения, экспертных оценок, экстраполяции трендов, относительных и средних величин, методов экономико-математического моделирования (например, корреляционно-регрессионного анализа, логистической функции) и др.

Похожие публикации



Содержание раздела