Маркетинг как объект правового регулирования


Маркетинг как объект правового регулирования

Для современной российской экономики характерно активное взаимодействие трех основных субъектов: производителя, потребителя и государства. Каждый из этих участников хозяйственных отношений имеет определенные цели, согласно которым и строит свою деятельность. В условиях рыночного хозяйства для успешной работы его субъектов важнейшее значение приобретают глубокие знания рынка и способность умело применять современные инструменты воздействия на него.

Совокупность таких инструментов составляет основу маркетинга.

Маркетинг (от англ, market - рынок, сбыт) - это комплексная система организации производства и сбыта товаров (работ, услуг), такая философия, стратегия и тактика хозяйствующих субъектов, включающая рыночные исследования, коммуникации, товарную политику, ценообразование и товародвижение, при которых эффективное удовлетворение запросов потребителей ведет к рыночному успеху фирмы1 и приносит пользу государству и обществу.

Любое предприятие (индивидуальный предприниматель) функционирует в определенноймаркетинговой среде, представляющей собой совокупность действующих за его пределами субъектов и сил, влияющих на всю хозяйственную деятельность предприятий, включая развитие и поддержание службами маркетинга выгодных взаимоотношений с целевыми клиентами. Маркетинговая среда подразделяется на микросреду и макросреду.

Микросреду составляют факторы, тесно связанные с предприятием и непосредственно воздействующие на его отношения

с клиентами. Такими факторами являются само предприятие, посредники, поставщики, конкуренты, потребители и контактные аудитории.

Макросреда представлена более общими внешними факторами, оказывающими влияние на микросреду в целом: экономическими, политическими, природными, демографическими, технологическими и культурными. Факторы такого влияния, в отличие от внутрипроизводственных и рыночных, тесно связанных с предприятием, более стабильны. При этом они, что очень важно, в силу своей природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды.

Задачей маркетинговой деятельности является согласование макро- и микросреды для достижения поставленных целей.

Сильное влияние на маркетинговую деятельность оказывает политическая среда. Под политической средой понимаются органы государственной власти и принимаемые ими нормативные правовые акты, другие государственные учреждения и структуры, оказывающие влияние и ограничивающие деятельность хозяйствующих субъектов.

Развитие маркетинга немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования маркетинговых отношений, формирует и совершенствует эти отношения.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных социальных норм. Они выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений возможностью государственного принуждения.

Особую актуальность в маркетинговой деятельности на рынке приобретает довольно непростая проблема согласования ее с правовыми нормами, очерчивающими правовые рамки для участников этой деятельности.

Право регулирует взаимодействие участника маркетинговой деятельности с другими субъектами рыночных отношений. Использование соответствующей правовой базы дает возможность юридически корректно построить отношения с потребителями, предельно удовлетворить их запросы и реализовать их экономические интересы; провести маркетинговые исследования, не

выходя за рамки закона, в частности, не нарушив режим охраны банковской, коммерческой и государственной тайн, осуществить исследование намерений покупателей, не нарушив прав и законных интересов опрашиваемых; предупредить нарушения антимонопольного законодательства и т.д.

Рассматривая маркетинговый комплекс через призму правового регулирования, следует обратиться к законодательству, регламентирующему составляющие его элементы - товар, каналы распределения, цены, маркетинговые коммуникации. Для характеристики комплекса маркетинга, в частности, необходимо знание вопросов правового регулирования средств индивидуализации и средств безопасности товара, методов государственного управления качеством товаров; правового аспекта организации и оформления доставки товара, поскольку каждый канал товаро-распределения оформляется самостоятельным хозяйственно-правовым договором (например, договор розничной купли-продажи, договор поставки, договор поручения, договор комиссии, агентский договор, договор лизинга и т.д.); правового регулирования торговли, ценообразования, рекламы, public relations, правовых средств защиты деловой репутации участников маркетинговой деятельности.



На маркетинговую деятельность распространяются как общие положения права, так и специальные нормы. Источники правового регулирования маркетинга многочисленны, сложны и противоречивы. Основными из них являются нормативные акты, которые различаются по уровню и виду издавшего их органа.

В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.

Главным источником в данной сфере являетсяГражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона, иногда именуемый экономической конституцией. ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, договоры, применяемые в сфере маркетинга, а также различные направления маркетинговой деятельности в зависимости от области рынка, вида товара, типов потребителей, сферы предпринимательства (страховой маркетинг, строительный маркетинг, транспортный маркетинг, банковский маркетинг и т.д.).

Важнейшим звеном в системе источников правового регулирования маркетинга являются другиефедеральные законы. В зависимости от области маркетинга, регулируемой теми или иными федеральными законами, их можно типологизировать на следующие группы:

1) отношения субъектов маркетинговой деятельности с потребителями - регулируются нормами Закона РФ О защитеправ потребителей (в ред. от 9 января 1996 г.)1 и др.;

2) вопросы сбыта - Федеральным законом от 13 декабря1994 г. № 60-ФЗ О поставках продукции для федеральных государственных нужд2, Федеральным законом от 29 октября 1998 г.№ 164-ФЗ О лизинге3 и др.;

3) отношения, возникающие в сфере маркетинговой товарной политики, - Законом РФ от 10 июня 1993 г. О сертификации продукции и услуг4, Законом РФ от 10 июня 1993 г. Остандартизации5, Законом РФ от 23 сентября 1992 г. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров6 и др.;

4) ценообразование - например, Федеральным законом от14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ О государственном регулированиитарифов на электрическую и тепловую энергию в РоссийскойФедерации7;

5) конкурентные отношения в сфере маркетинга - ЗакономРСФСР от 22 марта 1991 г. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, Федеральным законом от 23 июня 1999 г. О защите конкуренции нарынке финансовых услуг, Законом РФ от 17 августа 1995 г. Оестественных монополиях8;

6) маркетинговые исследования, получение, использование ираспространение маркетинговой информации - Законом РФ от20 февраля 1995 г. Об информации, информатизации и защитеинформации9, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. О средствахмассовой информации10, Законом РФ от 9 июля 1993 г. Об авторском праве и смежных правах11, Законом РФ от 23 сентября1992 г. О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных12,Патентным законом от 23 сентября 1992 г.13 и др.;

7) продвижение продукции обслуживается в основном Законом РФ от 18 июля 1995 г. О рекламе1;

8)правовое обеспечение маркетинга в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типомпотребителей и сферой предпринимательства, осуществляется:

Законом РФ от 22 апреля 1996 г. О рынке ценных бумаг2, Законом РФ от 20 февраля 1992 г. О товарных биржах и биржевой торговле3 - маркетинг на рынке ценных бумаг и товарных биржах, включая маркетинг торгово-посреднических услуг в биржевой деятельности;

Законом РФ О банках и банковской деятельности (в ред. от 3 февраля 1996 года)4 и Законом РФ от 2 декабря 1990 г. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (в ред. от 26 апреля 1995 г.)5 - маркетинг банковской деятельности;

Федеральным законом О страховании (в ред. от 31 декабря 1997 г.)6 - страховой маркетинг;

Законом РФ от 24 ноября 1996 г. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации7 - маркетинг в сфере туристской деятельности;

Законом РФ от 13 октября 1995 г. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности8 - международный маркетинг и т.д.

Надо заметить, что нормы, регулирующие маркетинг, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и вподзаконных актах - указах Президента РФ, постановлениях Правительства, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Указы Президента РФ должны соответствовать федеральным законам, постановления Правительства РФ - федеральным законам и указам Президента РФ; в свою очередь акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти - федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Похожие публикации



Содержание раздела