Социально-этические правила поведения обычно закрепляются в специальных кодексах профессиональной этики. Так, в октябре 2002 г. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял Хартию деловой и корпоративной этики, в соответствии с которой отечественные бизнесмены обязуются строить свою работу, основываясь на принципах добропорядочности, справедливости, честности1. Свод правил корпоративного поведения должен будет способствовать
оптимизации маркетинговых отношений, а также улучшению делового климата, повышению надежности российского рынка и его привлекательности для инвесторов. Эта хартия не является законодательным актом и носит исключительно рекомендательный характер. Однако отказ следовать нормам профессиональной этики может не только нанести серьезный ущерб имиджу компании, но и стать причиной удушения ее экономического состояния, ибо партнеры, в т.ч. инвесторы, куда охотнее работают с хозяйствующими субъектами, политика которых известна и предсказуема.
И, наконец, самое главное. Система нормативных актов, регулирующих маркетинговые отношения, в юридической литературе практически не исследована. В настоящее время не существует системно изложенной законодательной базы, обеспечивающей и регламентирующей все направления маркетинговой деятельности как отрасли с необходимым ее теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.
***
Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие подготовлено к изданию на основе лекций по курсу Маркетинговое право (Правовое регулирование маркетинга в Российской Федерации), разработанных и читаемых автором в Московском государственном индустриальном университете. В книге впервые в наиболее подробном комплексном виде освещается нормативно-правовая база, регламентирующая основные сферы маркетинговой деятельности.
С этой целью существующее в данной области законодательство собрано, классифицировано и распределено по различным направлениям маркетинга, включая маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, товарную политику, ценообразование, сбыт и конкурентные отношения. Такой подход необходим прежде всего для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих каждое направление маркетинговой деятельности.
Необходимость издания данной книги диктует жизнь, поскольку многие вопросы маркетинга упираются в необходимость соотнесения их с правовыми нормами. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности использования хозяйствующими субъектами маркетинговых исследований и
мероприятий. Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в маркетинговой деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в работе хозяйствующего субъекта. Поэтому велика практическая значимость подготовленной книги, которая может быть использована как справочное руководство для маркетолога.
Обращаясь к отдельным главам книги, маркетолог сразу может определить, где у него могут возникнуть и какие юридические сложности, как следует проводить маркетинговые мероприятия, не нарушая существующего законодательства.
В соответствии с требованиями нового Государственного стандарта высшего профессионального образования Министерства образования Российской Федерации дисциплина Правовое регулирование маркетинговой деятельности должна вводиться в учебные планы экономических вузов, что обусловлено необходимостью совершенствования юридической подготовки студентов-экономистов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг. Настоящая книга призвана удовлетворить потребности в соответствующей учебной литературе студентов и слушателей, изучающих данный предмет.
Изучение данного пособия существенно расширит профессиональные возможности юриста. Современный юрист в своей работе постоянно сталкивается с вопросами маркетинга, знание которых необходимо для разрешения как юридических, так и предпринимательских проблем. В условиях жесткой конкуренции среди юристов студенты и слушатели, изучив предлагаемую книгу, получат возможность самостоятельно работать по профессии юриста-маркетолога в маркетинговых и рекламных компаниях, маркетинговых службах предприятий различных отраслей промышленности, торгово-посреднических фирм, предприятий сферы услуг и в других организациях.
Эти люди заслуживают особой поддержки. Они взвалили на себя груз забот на критической развилке российской истории. Им более всего нужны
знания, адекватные времени и полю их деятельности. Полагаем, что для всех указанных лиц настоящая книга станет настольной в качестве руководства по вопросам правового обеспечения маркетинга в Российской Федерации.
Для того чтобы дать фундаментальное и всестороннее представление читателю о правовом регулировании маркетинга, автор не ограничивается современным отечественным законодательством, а обращается к праву в целом (включая национальное право отдельных зарубежных стран и международное - применительно к маркетингу), а также к историческому и экономическому материалу как России, так и иностранных государств.
Автор выражает искреннюю благодарность студентам и слушателям, коллегам-преподавателям и организаторам образования, которые сделали ценные замечания и способствовали созданию данной книги, Акционерному московскому обществу Завод имени И.А. Лихачева и Информационному агентству Интерфакс, где нашли реализацию многие идеи, рассматриваемые в настоящем издании. Особые слова признательности - администрации и Ученому совету Московского государственного индустриального университета, поддержавшим идею преподавания правового регулирования маркетинга и создавшим условия для написания книги.
Хотелось бы надеяться, что книга будет с интересом встречена читателями и поможет освоить и творчески использовать новые знания, нужные как отечественным предпринимателям и другим субъектам маркетинговой деятельности, так и всем тем, кто интересуется экономикой и правом, кто хочет понять, что представляет собой механизм правового регулирования современного маркетинга.
С. В. Алексеев Москва, октябрь 2002 г.
1
Под предприятием, фирмой, компанией, продуцентом, организацией, хозяйствующим субъектом и т.п. в настоящей книге подразумеваются коммерческие организации (п. 1 ст. 50 ГК РФ) в различных организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
2
СЗ РФ. - 1994. - № 34. - Ст. 3540.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 44. - Ст. 5394.
4
Ведомости РФ. - 1993. - № 26. - Ст. 966.
5
Ведомости РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 917.
6
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2322.
7
СЗ РФ. - 1995. - № 17. - Ст. 1316.
8
СЗ РФ. - 1995. - № 34. - Ст. 3426.
9
СЗ РФ. - 1995. - № 8. - Ст. 609.
10
Ведомости РФ. - 1992. - № 7. - Ст. 300.
11
Ведомости РФ. - 1993. - № 32. - Ст. 1242.
12
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2325.
13
Ведомости РФ. - 1992. - № 42. - Ст. 2319.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 30. - Ст. 2864.
2
СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1918.
3
Ведомости РФ. - 1992. - № 18. - Ст. 961.
4
СЗ РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.
5
СЗ РФ. - 1995. - № 18. - Ст. 1593.
6
СЗ РФ. - 1998. - № 1. - Ст. 4.
7
СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.
8
СЗ РФ. - 1995. - № 42. - Ст. 3923.
1
СЗ РФ. - 1995. - № 10. - Ст. 859.
2
СЗ РФ. - 1995. - № 11. - Ст. 997.
3
СЗ РФ. - 1998. - № 4. - Ст. 482.
4
СЗ РФ. - 1997. - № 34. - Ст. 3979.
5
СЗ РФ. - 1997. - № 34. - Ст. 3980.
6
Газета Российские вести от 18 января 1995. - № 10.
7
Вестник мэрии Москвы. - 2002. - № 5.
1
СЗ РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
1
СЗ РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2323.
2
Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 2.
3
Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.
4
Материалы Международной торговой палаты (Библиотека юриста-международника). - М.: Изд-во Внешнеэкономического Центра Совинтерюр, 1992.
1
См.: Предприниматели приняли свой Кодекс чести. Российская газета. 25 окт. (№ 203). - 2002.