Снижение ставки приводит к противоположным результатам.


Выпуск государственных ценных бумаг отвлекает огромные средства с денежного рынка на нужды государства, уменьшает возможности использования денежных средств непосредственно в сфере хозяйства, поскольку данные операции имеют спекулятивный характер, и это ведет к повышению стоимости денежных средств, повышению процентных ставок по кредитам и депозитам и т.д. Поэтому выпуск государственных ценных бумаг должен согласовываться с общими принципами денежно-кредитной политики. Необходимы точные расчеты основных параметров выпуска государственных ценных бумаг
Другим важным финансовым инструментом Банка России является политика рефинансирования, т.е. кредитования им коммерческих банков, предоставления кредитов на пополнение оборотных средств, увеличение ликвидности, преодоление временных затруднений и на другие цели. Рефинансирование коммерческих банков Банком России до 1996 года почти не практиковалось из-за отсутствия соответствующей базы, неплатежеспособности многих коммерческих банков и по другим причинам. Центральный банк России, проводя политику рефинансирования, предоставляет кредиты коммерческим банкам по своей учетной ставке.

Также Банк России может самостоятельно устанавливать процентную ставку по некоторым видам кредитов. В настоящее время рефинансирование Банком России банков осуществляется путем предоставления внутридневных кредитов, кредитов «овернайт», а также ломбардных кредитов.
В целях изъятия излишней ликвидности банковской системы Банк России активно использует такой инструмент, как депозитные операции. Эти операции позволяют Банку России оперативно привлекать в депозиты временно свободные денежные средства банков и тем самым практически мгновенно нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.
Следующим инструментом, при помощи которого ЦБР регулирует денежно-кредитную политику, является процентная политика по операциям Банка России, т.е. политика учетной ставки. Учетная ставка это процент, под который Центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причем Центральный банк предоставляет этот кредит не всем желающим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но терпит временные трудности.

Учетную ставку устанавливает Центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы резервных фондов дешевыми. Коммерческие банки стремятся получить кредит.

При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учетной ставки делает займы резервных фондов невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заемные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному сокращению денежного предложения. Изменение ставки рефинансирования, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса.

Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизирует платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

1.3 Анализ применяемых методов регулирования налично-денежного обращения Центральным банком РФ
Основным методом регулирования налично-денежного обращения является определение норм обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.
Регулирование размера обязательных резервов стали производить в России с начала 90-х годов, когда происходило бурное развитие коммерческих банков. Первоначально Госбанком СССР была установлена норма обязательных резервов в размере 5% от суммы привлеченных средств. В 1991 году Центральный банк РФ издал инструкцию N1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», в которой устанавливалась норма резервирования в размере 2%.



В последующие годы они были дифференцированы в зависимости от сроков привлекаемых средств коммерческими банками и изменялись в разное время. Приказом N 02-77 ЦБ РФ от 30 марта 1996 года «Об утверждении положения «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ» были установлены следующие нормативы:


  • по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней включительно 18%;

  • по срочным обязательствам от 31 дня до 90 дней включительно 14 %;

  • по срочным обязательствам от 91 дня и более 10%;

  • по средствам на счетах в иностранной валюте 1,25%.


Вопросы о снижении резервных требований и права частичного пользования, перечисленных на эти цели средств ставились коммерческими банками во всевозможных инстанциях. Учитывая эту ситуацию, а также изменения, происходящие в экономике страны, Центральный банк пошел на послабление своих требований. В первую очередь это коснулось введения новых норм резервирования, с 1.05.97г. резервная ставка была снижена: по балансовым счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней она составила 14%; по обязательствам свыше 91 дня 11%; по срочным обязательствам свыше 91 дня 8% годовых.

Однако по нормам резервирования по валютным счетам произошел рост сначала до 5%, а затем до 6%.
В целях защиты и обеспечения устойчивости рубля, повышения привлекательности накоплений в национальной валюте, сдерживания процесса перетока свободных средств на покупку иностранной валюты с 01.02.98 г. произошло выравнивание нормативов обязательных резервов по всем привлеченным средствам (в рублях и иностранной валюте) путем снижения нормативов по привлеченным средствам в валюте РФ и одновременно увеличения норматива по привлеченным средствам в иностранной валюте.
В соответствии с решением Совета директоров Банка России с 1.02.98г. норматив обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте, независимо от сроков привлечения был установлен в размере 11%.
Учитывая желание коммерческих банков использовать для поддержания текущей ликвидности часть зарезервированных средств, Центральный банк представляет возможность стабильно работающим банкам воспользоваться средствами из фонда обязательных резервов на короткое время в период с 5 по 25 число каждого месяца. Коммерческий банк получает возможность снизить в этот период резервные требования до 5% при условии выполнения всех своих обязательств перед Центральным банком.
В связи с увеличением избыточной ликвидности на корреспондентских счетах кредитных организаций Банк России в 1999 году дважды (в марте и июне) повышает нормативы обязательных резервов по привлеченным коммерческими банками средствам.
Так, марте 1999 года Совет директоров Банка России принимает решение об увеличении нормативов обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ, средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте до 7%. В целях стимулирования привлечения кредитными организациями рублевых депозитов было принято решение о сохранении норматива обязательных резервов по привлеченным средствам физических лиц в валюте РФ на уровне 5%. Одновременно Банком России принимается решение о проведении внеочередного регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций, исходя из вновь установленных нормативов обязательных резервов.
В связи с продолжающимся ростом остатков на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России в июне 1999 года Банк России повышает с 7 до 8,5% нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в валюте Российской Федерации, юридических и физических лиц в иностранной валюте, также был увеличен с 5 до 5,5% норматив по привлеченным средствам физических лиц в валюте Российский Федерации.
В результате проведенных Банком России мероприятий, а также в связи с ростом привлеченных средств кредитных организаций, учитываемых при расчете размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России, сумма обязательных резервов в 1999 году увеличилась по сравнению с началом года в 2,7 раза, в том числе по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации в 2,5 раза, по привлеченным средствам в иностранной валюте в 2,9 раза.
Банк России в 2000 году продолжает работу по совершенствованию действующего механизма обязательного резервирования и его нормативной базы. Проведена работа по подготовке новой редакции положений Банка России от 30.03.96 N37 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в ЦБ РФ» и от 4.11.96 N51 «Об обязательных резервах Сберегательного банка РФ, депонируемых в ЦБ РФ», куда внесены следующие изменения: для всех кредитных организаций унифицированы сроки представления расчета регулирования обязательных резервов и сроки проведения перерасчетов по обязательным резервам; уточнен порядок проведения регулирования размера обязательных резервов по тем кредитным организациям, которым подлежат возврату излишне перечисленные в обязательные резервы средства; предполагается уточнить перечень резервируемых счетов, период расчета обязательных резервов исходя из количества календарных дней в месяце, а также порядок перерасчета остатков привлеченных средств в иностранной валюте в российские рубли с учетом установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, порядок взыскания недовзноса в обязательные резервы и штрафов за нарушение порядка резервирования, порядок регулирования обязательных резервов при реорганизации либо при передаче кредитной организации под управление Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».



Содержание раздела