Регулирование денежной массы за рубежом


более доступны. Привлекаемые таким образом средства частично восполняли недостающую внутреннюю денежную массу в масштабах экономики в целом (при этом, однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровне).
Еще один элемент, который мог бы смягчить нехватку рублей, - использование валюты «на руках» (достигающей, по оценкам, 60 млрд. руб.) не дал существенного эффекта по ряду причин:
- большая часть этой валюты используется как средство накопления и не поступает в деловой оборот;
- валюта, которая все-таки направляется на платежи, обслуживает, как правило, теневую экономику, не учитываемую официальной статистикой, и в официальном ВВП не происходит увеличения ресурсов;
- валюта поступает лишь на обслуживание некоторых операций официального ВВП, учитываемая стоимость которых занижена (недвижимость и т.д.).
Таким образом, увеличение денежной массы на сумму неучтенной валюты одновременно увеличивает и обслуживаемый ею ВВП с учетом добавления «теневой» части валового продукта, а также дооценки его официального компонента, что фактически говорит о сохранении разрыва М2 и ВВП.
Сохранение указанных перекосов осложнит решение многих из перечисленных выше проблем. В частности, может тормозиться развитие инвестиционного процесса. За последние годы привлекаемые с рынка ресурсы, как правило, были слишком короткими, чтобы направляться на долгосрочные инвестиционные цели: стоимость ресурсов не окупалась рентабельностью проектов, а объемы средств, которые можно было получить на внутреннем рынке, были недостаточны для осуществления сколько-нибудь крупномасштабных инвестиций.

В тех же случаях, когда предприятия получали инвестиционные кредиты, средства часто использовались ими не на цели инвестирования, а на пополнение оборотных средств.
По-прежнему останутся и проблемы неплатежей и низкой исполняемости доходной части бюджета, сбора налогов и т.д. Попытки решить проблему через ужесточение налоговой и платежной дисциплины по отношению к российским предприятиям не снимут вопроса для экономики в целом, поскольку текущая собираемость налогов и осуществление платежей в нынешних условиях возможны только при «монетизации неплатежей», т.е. при реальном вытеснении неплатежей «живыми» деньгами, с которых будет возможно взимание налогов. То же самое можно сказать и о других сферах.
Все это говорит о том, что устранение причин, непосредственно породивших проблему, не даст желаемого результата. Указанные явления могут возникнуть вновь, поскольку являются следствием более глубинных процессов.

1.6 Регулирование денежной массы за рубежом
При всем многообразии методов статистического учета денежной массы в большинстве стран с развитой рыночной экономикой применяется следующий набор основных денежных агрегатов:
М1 включает наличные деньги в обращении и средства на текущих банковских счетах;
М2 состоит из М1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);
М3 содержит агрегат М2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;
М4 состоит из агрегата М3 плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.
Качественный состав денежных агрегатов неоднозначен в различных странах, что обусловлено как традиционно сложившимися теоретическими представлениями о деньгах, о соотношении налично-денежного и безналичного компонентов в совокупном денежном обороте, денег и финансовых активов, так и спецификой денежно-кредитной системы и используемыми методами ее регулирования центральным банком. Так, в США в составе денежной массы присутствуют четыре основных денежных агрегата: М1 наличные деньги вне банковской системы, дорожные чеки, депозиты до востребования (без межбанковских и остатков на счетах казначейства), так называемые прочие чековые депозиты; М2 агрегат М1 плюс срочные и сберегательные депозиты (до 100 тыс. долларов), однодневные евродолларовые депозиты резидентов США с суммы взаимных фондов денежного рынка; М3 агрегат М2 плюс срочные евродолларовые депозиты резидентов США в зарубежных филиалах американских банков; L (агрегат ликвидности) агрегат М3 плюс запас сберегательных бонов (облигаций) краткосрочных государственных обязательств, коммерческих бумаг и банковских аспектов вне банковской системы.

В Японии центральные банки используют 4 денежных агрегата. При этом наиболее широкий агрегат М4 включает в себя наряду с наличными деньгами в обращении, средствами на текущих и срочных депозитах в коммерческих банках также и средства, вложенные в один из видов краткосрочных ценных бумаг, - в депозитные сертификаты.
Во Франции используется 10 денежных агрегатов, в Великобритании 5, в Италии 4, в Швейцарии 3, в Германии 3.
Несмотря на различие качественного состава денежных агрегатов и их разное количество, в последние годы наблюдается тенденция к универсализации финансовых рынков, которая предопределила постепенное сближение и состава денежных агрегатов.
Каждая страна, являющаяся членом Международного валютного фонда, рассчитывает денежный агрегат М1 согласно разработанной Фондом методологии М1 включает наличную денежную массу и все виды чековых вкладов. Наряду с ним рассчитывается более широкий показатель денежной массы «казиденьги», то есть срочные и сберегательные счета банков и наиболее ликвидные инструменты финансового рынка.
Исходя из задачи регулирования платежеспособного спроса в экономике центральные банки определяют целевые ориентиры (таргеты) роста денежной массы в обращении, в связи с чем подобного рода практика получила название «денежное таргетирование».
Целевые ориентиры на прирост денежной массы стали применяться в 70-е гг. в связи с усилением инфляционных процессов, а также введением режима плавающих валютных курсов, который ослабил влияние внешних факторов на динамику денежной массы. Целевые ориентиры представляют собой установление верхних и нижних пределов изменения объема денежной массы, то есть введение прямых ограничений.
Важное значение для эффективного регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров имеет порядок их установления или в виде контрольных цифр (Франция), либо «вилки» (США), либо прогноза (Япония).
В различных странах целевые ориентиры устанавливаются на неодинаковые сроки: в Великобритании наиболее целесообразным был признан одногодичный срок денежного таргетирования, рассматриваемый как оптимальный для возможного взаимного погашения возникающих временных колебаний процентных ставок; в Японии прогнозы ожидаемого роста целевого денежного агрегата публикуются в начале каждого квартала; в Италии целевые ориентиры устанавливаются сроком на 1 месяц с учетом сезонных и некоторых других временно действующих факторов.
Основной метод регулирования денежного оборота, используемый центральным банком, - проведение им кредитных, инвестиционных и валютных операций. Центральный банк полностью определяет величину денежной массы М0, создавая деньги и изымая их из обращения непосредственно в ходе своих операций. В условиях относительно стабильного оснащения расчетов, действенности установленных для коммерческих банков нормативных показателей между величинами М0, М1 и М2 прослеживается довольно высокая корреляционная связь.

Это позволяет центральным банкам контролировать любой из показателей денежной массы посредством изменения денежного агрегата М0. Тем самым центральные банки полностью контролируют объем денежной массы в обращении, оперативно регулируя ее величину в зависимости от целевой установки.
В различных странах и в различные периоды в качестве целевых ориентиров выбирались разные показатели денежной массы.
Выбор того или иного денежного агрегата в качестве регулирования обычно определяется конечной целью денежно-кредитной политики. Так, агрегат М1 ассоциируется с масштабами покупательной способности физических лиц. Более широкие денежные агрегаты М2 и М3 включают в себя значительную часть финансовых активов, которые не могут использоваться немедленно. В зависимости от того, какие цели преследует центральный банк, - только лишь снижение темпов инфляции или достижение экономического роста, для ориентира выбирается тот или иной денежный агрегат. Например, в Великобритании центральный банк устанавливает денежные ориентиры « на широкую денежную массу» по большому кругу показателей.

Уже в начале 70-х гг. Банк Англии усилил внимание к контролю за денежным обращением как к средству макроэкономического регулирования. В 80-е гг. в связи с принятием имевшей антиинфляционную направленность Среднесрочной финансовой стратегии Банк Англии поставил перед собой задачи уменьшения объема денежной массы, а также последовательного сокращения государственных расходов, заимствований для покрытия дефицита госбюджета и уменьшения самого дефицита. Решение столь неоднозначных задач потребовало и выбора адекватного денежного агрегата для таргетирования.

Таковым был признан агрегат М3, содержащий все элементы, влияющие на развитие инфляционного процесса, и в то же время связанный с фискальной политикой посредством включения в него требований государственного сектора.



Содержание  Назад  Вперед