ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ


Риски ликвидности, связанные с низкой ликвидностью и неразвитостью рынка долговых ценных бумаг, отсутствием механизмов ломбардного кредитования под залог негосударственных, субфедеральных и муниципальных ценных бумаг, системы рефинансирования коммерческих банков под залог кредитов, выданных частному сектору экономики, также не стимулируют инвесторов.
Положение можно изменить, предприняв следующие шаги:
1. Разработать поправки к закону РФ
";О банкротстве предприятий и организаций"; и проект закона о мерах по регулированию задолженности субъектов Федерации и муниципальных образований, отвечающих признакам несостоятельности.
2. Внести поправки в существующие нормативные акты, предполагающие поэтапную отмену ограничений на присутствие в России иностранных финансовых институтов и принятие государственной программы их привлечения. Также перспективным представляется разработка программ выпуска внутренних долговых ценных бумаг, направленных на финансирование прошедших экспертизу и гарантированных нерезидентами инвестиционных проектов внутри России.
3. Повысить качество надзорного регулирования государства, путем создания единого государственного органа, который контролировал бы деятельность всех финансовых посредников, включая банки, брокерские и дилерские компании, паевые и инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, компании по управлению активами и страховые компании, биржи (фондовые, товарные, валютные), депозитарии, расчетные и клиринговые организации, а также саморегулируемые организации участников рынка. Штат нового регулирующего органа может включать профессионалов из ведомств, осуществляющих в настоящее время регулирующие функции в отношении финансовых институтов: ЦБР, ФКЦБ, Министерство финансов (департамент страхового надзора), Министерство труда (инспекция негосударственных пенсионных фондов), МАП (комиссия по товарным биржам),
саморегулируемых организаций и финансовых институтов. Новая регулирующая организация должна получить соответствующие полномочия и объемы финансирования. Дополнительные средства могут быть привлечены в виде регулярных взносов участников рынка и займов международных организаций. Идея консолидации регулирования и контроля за финансовыми институтами и рыночной инфраструктурой получает в мире все большее распространение. Вслед за Австралией и Новой Зеландией такая система активно развивается в Канаде, Великобритании, Японии, странах Юго-Восточной Азии.

Наиболее интересен опыт британских властей, которым удалось в достаточно короткие сроки (1997-2000 гг.) создать мощный государственный контролирующий центр в виде ";Financial Services Authority"; (FSA). Профессиональные участники рынка в Великобритании были заинтересованы в объединении регуляторов в связи с уменьшением заполняемых форм отчетности и снижением расходов на выплату взносов в саморегулируемые организации.
В России стимулами для создания подобной организации служит продолжающийся финансовый кризис, значительная роль банков в финансовом секторе и их вовлеченность в смежные области финансового посредничества. Последние два фактора могут стать основанием для активного участия Центрального банка России в создании и определении функций новой структуры. При этом ЦБР по-прежнему мог бы нести ответственность за проведение денежной политики и осуществление параллельного дистанционного анализа банковской системы, обеспечивающего перекрестный контроль.

ФКЦБ сможет уделить основное внимание регулированию правовой деятельности частных компаний и защите прав акционеров.
Создание единого органа регулирования финансовых институтов позволило бы решить проблему пересечения интересов государственных ведомств, ускорить создание региональной системы регулирования финансовых организаций, снизить издержки как бюджета на содержание аппарата, так и участников финансового рынка на заполнение различной отчетности.
 
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Одним из значимых факторов, препятствующих эффективной структурной перестройке, является низкий уровень внутренней и особенно межрегиональной трудовой миграции населения.


Основными причинами низкой динамики трудовой миграции являются: резкая дифференциация рынка недвижимости, в результате чего рыночная стоимость недвижимости в различных населенных пунктах различается многократно; низкая стоимость жилья в депрессивных городах и населенных пунктах сочетается с принципиально более высокими ценами на недвижимость в зонах экономического оживления.
Отсутствие сколько-нибудь развитой системы ипотечного кредитования накладывается на искусственно создаваемые административные барьеры по регистрации граждан из других регионов. Следствием этого является консервация частичной и неполной занятости в депрессивных регионах и относительный недостаток рабочей силы в экономически развитых регионах, лишь частично компенсируемый притоком временно занятых из стран СНГ.
В этих условиях необходима целенаправленная государственная политика по стимулированию межрегиональной мобильности населения. Основным элементом такой политики должно стать создание эффективного рынка аренды жилья, предусматривающего возможность первоначального проживания мигрантов из депрессивных регионов на арендованной жилплощади, на протяжении первых месяцев дотируемой из средств фонда занятости населения.
Государство должно содействовать повышению информационной прозрачности рынка жилья, а также рынка рабочей силы за счет создания единой общероссийской базы данных вакансий и предложений по аренде и продаже недвижимости в Интернете.
Целесообразно обеспечить бесплатный доступ трудоспособного населения к этой базе данных через региональные отделения службы занятости, что предусматривает как частичное государственное финансирование создания и поддержания баз данных, так и подключение к сети Интернет всех отделений службы занятости.
Активизация процессов миграции может вызвать ряд важных внешних экономических и социальных эффектов как в депрессивных, так и в принимающих регионах. Так, при активной миграции из депрессивных регионов возможен негативный эффект роста удельных издержек на поддержание социальной и коммунальной инфраструктуры. Необходима выработка механизма, позволяющего консолидировать социальную инфраструктуру в этих регионах. (При этом следует использовать результаты исследований, полученные в рамках пилотного проекта Всемирного банка по содействию переселению нетрудоспособного и безработного населения из районов Крайнего Севера.)
Необходимо обеспечить соответствующую корректировку межбюджетных потоков, не достигаемую автоматически. На плечи государства ложатся следующие задачи:
1. Разработка первоочередных мер повышения территориальной трудовой мобильности населения и внедрение их в регионах (2000 г.).
2. Разработка и реализация среднесрочных программ стимулирования территориальной трудовой мобильности населения до 2003, 2006, 2009 гг.
3. Внесение изменений в нормативные акты, регламентирующие деятельность службы занятости, предусматривающие возможность использования части средств из пособия по безработице для оплаты получателем авансом аренды жилой площади при переезде в иной город и транспортных расходов, из общего размера пособия (2000 г.).
4. Создание, поддержание и размещение в сети Интернет общедоступной общероссийской базы данных по вакансиям, предложениям по аренде и купле-продаже жилья. Использование для их информационного наполнения данных местных служб занятости (2000-2001 гг.).
5. Подключение региональных отделений службы занятости к сети Интернет (2000-2010 гг.).
6. Разработка системы комплексной оценки экономических и социальных последствий миграции, предусматривающей необходимость соответствующей корректировки межбюджетных потоков (2000-2001 гг.).
7. Обеспечение корректировки межбюджетных трансфертов (2001-2010 гг.).
8. Отработка механизмов консолидации социальной инфраструктуры в депрессивных регионах.
 
ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Основное внимание в этой области следует уделить максимальному использованию принципа самообложения. Само-
обложение в отличие от начисления обязательств налоговыми инспекторами перекладывает основную ответственность (в соответствии с предписанными ясными и простыми процедурами) за заполнение деклараций, определение размера налоговых обязательств и уплату налогов на самих налогоплательщиков. Самообложение, которое является основой современного налогового администрирования, позволяет достигать достаточно высоких показателей собираемости даже при значительном количестве налогоплательщиков на одного налогового инспектора. В области подоходного налога это означает развитие механизма декларирования налогов самими физическими лицами.
Самообложение, как правило, приводит к росту числа плательщиков, но одновременно и к занижению ими размера налоговых обязательств. Поэтому оно должно подкрепляться выборочными проверками, хорошо организованной системой аудита, четкими и бескомпромиссно применяемыми санкциями, а также упрощенными процедурами разбирательства налоговых



Содержание раздела