Упрощение порядка регистрации, лицензирования, экспертизы.


споров. Самообложение позволяет деперсонализировать процесс налогового администрирования, что значительно уменьшает контакты налоговой службы и налогоплательщиков и тем самым сокращает возможности для ";улаживания"; налоговых обязательств.
Целью дерегулирования в налоговом администрировании должно стать достижение максимального уровня согласия налогоплательщиков на уплату налогов. Это означает, что издержки, связанные с самим процессом обложения (например, время, необходимое на заполнение и сдачу деклараций и налоговой отчетности; число визитов в налоговую инспекцию и т. д.), следует по возможности уменьшить. Все процедуры должны отражать логичную последовательность действий, которые будут предприняты налоговой службой, чтобы использовать наиболее эффективным образом имеющиеся в ее распоряжении ресурсы для обнаружения случаев уклонения от уплаты или неплатежей и последующего реагирования.
Уровень обложения может быть повышен посредством улучшения среды, в которой находится налогоплательщик. Он должен восприниматься налоговой службой как клиент, а сама служба должна быть сориентирована на оказание услуг, что соответствует общепринятому пониманию налогов как цены, уплачиваемой за право быть частью цивилизованного общества.
В дополнение к принципу самообложения во многих странах одобрена система предположительного (презумптивного) обложения, помогающая в сборе налогов на прибыль предприятий и доходы граждан, налога на землю и собственность для тех групп налогоплательщиков, у которых ведение налоговой отчетности затруднено (малый бизнес, самозанятые профессионалы). Предположительное обложение основано на нескольких видимых, регулярно обновляемых показателях уровня жизни, или на масштабах деятельности предприятия (оборот, число занятых, фонд заработной платы или размер и тип материальных активов).
Российская практика применения налога на вмененный доход в российских регионах различна, однако, опыт показывает, что при разумных ставках и объективных критериях оценки объекта обложения, этот налог позволяет минимизировать субъективное влияние налоговых чиновников на размер налоговых обязательств предприятий.
Возможно, политически более приемлемой формой того же по экономическому содержанию налога стала бы плата за патент, предусмотренная законом ";Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"; (№ 222-ФЗ от 29 декабря 1995 г.).
Кроме всего сказанного необходимо ограничить ";глубину"; проверок. Налоговые органы несут ответственность за регулярный (ежеквартальный) контроль правильности ведения основных бухгалтерских форм отчетности. Они могут проводить проверки бухгалтерских документов малых предприятий, только за два года, предшествующие проверке.

Пени и штрафы за необнаруженные своевременно нарушения не могут налагаться административно.
 
РОЛЬ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ТРЕТЬЕМУ СЕКТОРУ ЭКОНОМИКИ
Круг полномочий государства по контролю за экономической и социальной деятельностью может быть в значительной степени делегирован некоммерческим организациям.
Наличие конкуренции значительно повышает эффективность работы некоммерческих организаций по сравнению с деятельностью государственных институтов, позволяя использовать их потенциал в качестве исполнителей части социальных программ, финансируемых государством.
Некоммерческие организации обладают значительно бульшими по сравнению с государственным органами власти возможностями по привлечению частных благотворительных пожертвований (как резидентов, так и нерезидентов), а также частично или полностью неоплачиваемого труда волонтеров. При определенных условиях государству становится выгодным выводить благотворительные пожертвования из-под налогообложения, увеличивая тем самым общий объем средств, привлекаемых для финансирования общественно значимых направлений, без увеличения общей налоговой нагрузки.
Государство может способствовать этому процессу следующими мерами:
1. Обеспечить доступ негосударственных организаций к реализации бюджетных государственных программ, приняв федеральный закон о конкурсном распре-
делении бюджетных расходов в социаль-
но-культурной сфере, по аналогии с конкурсным распределением товарных закупок, предусмотренным указом президента РФ № 305 от 8 апреля 1997 г. ";О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд";. (2000 г.).


2. Разработать поправки к Налоговому кодексу, предусматривающему дифференцированную систему налоговых льгот для физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в пользу отвечающих определенным критериям не-
коммерческих организаций. Разработать единые критерии отчетности по использованию средств некоммерческими организациями на пожертвования, на которые распространяются подобные льготы (2000 г.).
3. Возложить на один из федеральных органов исполнительной власти (например на Министерство по антимонопольной политике) функции по разработке и координации государственной политики в области содействия некоммерческому сектору экономики.
4. Осуществить разработку программы первоочередных мер государственной поддержки некоммерческого сектора экономики (2000 г.).
5. Осуществить разработку и реализацию среднесрочных программ, нацеленных на развитие третьего сектора экономики (2001, 2004, 2007, 2010 гг.).
6. Обеспечить рост доли бюджетных программ (объемов бюджетных средств), распределяемой на конкурсной основе через некоммерческие организации (2001-2110 гг.).
7. Предусмотреть поэтапное увеличение налоговых льгот по пожертвованиям в пользу некоммерческих организаций (2001-2010 гг.).
8. Подготовить и осуществить поэтапный перевод части государственных учреждений в статус некоммерческих (2001-2010 гг.).
 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Большая часть действий по дерегулированию относится к мероприятиям первостепенной важности, которые следует осуществить уже сегодня. Задачей ближайших двух лет является создание благоприятных политических и институциональных условий для бизнеса. Среди основных мер следует отметить:
1. Обеспечение единого правового поля на всей территории страны (слом противозаконных барьеров на перемещение товаров, капиталов и рабочей силы).
2. Проведение налоговой реформы (упрощение процедур, сокращение количества налогов, упорядочивание активности по проверке предприятий).
3. Упрощение порядка регистрации, лицензирования, экспертизы.
4. Объединение контролирующих органов.
5. Ограничение ведомственного нормотворчества.
6. Начало реформы судебной системы, направленной на ослабление зависимости судов от региональных и местных властей (федеральные округа и т. д.).
7. Публичное обсуждение концепции реформы естественных монополий.
Задачей следующего этапа является реструктуризация естественных монополий.
Потребует времени и развитие системы саморегулирующихся общественных организаций в целом, ";третьего сектора";, которое будет проходить тем интенсивнее, чем эффективнее государство будет справляться со своими основными задачами.
Не сразу сложится и общероссийский рынок рабочей силы (даже после устранения барьеров потребуется время, для того чтобы миграция стала массовой индивидуальной стратегией при решении вопроса трудоустройства).



Содержание раздела