Как подбирать кандидатов в члены Правления?


3. Как подбирать кандидатов в члены Правления?

На практике на каждую из указанных должностей в Правлении общества Совет директоров обычно выбирает лиц либо из числа работников общества, либо со стороны, однако все кандидаты должны иметь следующие качества:

  • обладать необходимым образованием, знаниями и опытом для выполнения обязанностей, соответствующих должности, на которую выдвигается кандидат;
  • обладать необходимыми личными качествами, позволяющими им эффективно взаимодействовать и сотрудничать с другими членами Правления;
  • обладать глубоким знанием той отрасли, к которой принадлежит общество, а также специальными знаниями, необходимыми для выполнения своих обязанностей.

Подчеркнем еще раз, что нынешняя стадия приватизации и акционирования обострила потребность отечественной экономики и права в изучении и творческом применении зарубежного опыта, а также первого современного российского опыта различных акционерных обществ.

Зарубежные авторы и специалисты отмечают, что как особенности корпоративного управления влияют на экономику, так и состояние экономики влияет на характер корпоративного управления. Эта взаимосвязь, в частности, особенно четко ощущается в переходной экономике стран Центральной и Восточной Европы.

На наш взгляд, ни одна из научных проблем, касающихся акционирования и правового регулирования, до сей поры пребывавших в полном забвении, не занимает в последнее время столь значительного места в сознании как академических кругов, так и политиков. Все они столкнулись с фактом полного отсутствия каких бы то ни было систем корпоративного управления в странах Центральной и Восточной Европы, и нет никого, кто мог бы предложить универсальный рецепт для выхода из создавшегося положения.

Поэтому не случайно исследователи разных стран делают попытку определить, что есть корпоративное управление, описать формы корпоративного управления в разных странах, а также высказать свои предложения по поводу того, какие из этих форм могут быть приемлемы для стран Центральной и Восточной Европы. Как правило, главной является мысль об отсутствии единой модели корпоративного управления в странах с рыночной экономикой. Кроме того, переход стран данного региона от систем командной экономики к рыночной, как показала практика, не происходит по единому образцу. Существует целый набор различных моделей корпоративного управления, из которого можно выбрать наиболее соответствующие.

Так, например, характеризуя суть и своеобразие корпоративного управления, Колин Мейер подчеркивает, что система корпоративного управления представляет собой организационную модель, с помощью которой компания представляет и защищает интересы своих инвесторов. Данная система может включать в себя многое: от совета директоров до схем оплаты труда исполнительного звена и механизмов объявления банкротства. Тип применяемой модели зависит от структуры компании, существующей в рамках рыночной экономики, и отражает сам факт разделения функций владения и управления современной корпорацией [43].

Корпоративная форма бизнеса – явление сравнительно новое, которое возникло как ответ на определенные требования времени.

Говоря юридическим языком, корпорация есть организация лиц, обладающая как самостоятельный экономический субъект определенными правами, привилегиями и обязательствами, которые отличаются от прав, привилегий и обязательств, присущих каждому члену корпорации в отдельности. Наиболее привлекательными для инвесторов являются четыре характеристики корпоративной формы бизнеса: самостоятельность корпорации как юридического лица, ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов, возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих индивидуальным инвесторам, а также централизованное управление.

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления – обеспечить работу компании в интересах акционеров, предоставивших компании финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.



В самом деле, если корпорацию составляют разные по типу группы акционеров (крупные и мелкие, держатели обычных и привилегированных акций), то должны ли быть отдельно представлены и права этих групп?

Или другой пример. Финансирование деятельности корпораций осуществляется как за счет внешнего долга, так и за счет акционерного капитала, что предполагает различия интересов кредиторов компании и владельцев акционерного капитала. В связи с этим: должны ли быть представлены в системе корпоративного управления обе эти категории?

Наконец, акционерный и заемный капитал представляют лишь один из типов инвестиций, а именно финансовый капитал. В то же время другие участники деятельности компании инвестируют другие формы капитала, например, работающие по найму сотрудники вкладывают "человеческий капитал". Должна ли система управления корпорацией учитывать интересы и данной группы инвесторов?

Проведенный нами анализ показывает, что это непростые вопросы, и в разных странах существуют свои подходы к их решению.

Поиском ответов на такого рода вопросы, практическим решением повседневных, текущих и долгосрочных проблем корпоративного управления заняты и руководители и акционеры корпоративных объединений у нас в стране.

По нашему мнению, в настоящее время созданы необходимые юридические (правовые) предпосылки для нахождения ответов на эти вопросы. Проблема состоит в том, чтобы научиться эффективно применять предлагаемые решения, а это требует вдумчивого программирования (организации) такой работы.

Например, проанализируем принципиальный вопрос о строгом правовом очерчивании рамок и условий деятельности всех субъектов акционерной деятельности.

На наш взгляд, здраво и со знанием дела об этом позволяет судить выразительный и представительный перечень существующих в настоящее время типовых учредительных внутренних, то есть внутрифирменных, документов акционерного общества. В их разработке непосредственное участие принимал один из авторов монографии. Вот что они представляют собой:

  • Устав открытого акционерного общества;
  • Положение об общем собрании акционеров;
  • Положение о Совете директоров;
  • Положение о Генеральном директоре;
  • Положение о ревизионной комиссии;
  • Положение о счетной комиссии;
  • Положение о выплате дивидендов;
  • Положение о филиале акционерного общества;
  • Положение о ликвидационной комиссии.

В данный момент, мы не видим необходимости в том, чтобы в деталях раскрывать содержание, правовой контекст отправных, исходных для акционерных обществ документов этого рода. Они уже действуют в России и специалистам хорошо известны [21, 23, 24]. Эти документы создали необходимые условия для приведения в действие потенциала творчества и деловой активности акционеров и дали мощный организационный импульс для приведения в движение всего обширного комплекса акционерных обществ в России.

При всех нынешних трудностях экономического рода в различных регионах рано или поздно корпорации и акционерные общества начнут приносить все более ощутимый вклад и перемены в нашу жизнь. И это уже результат не только важной регулирующей роли законодательства и права, но и собственно корпоративной деятельности акционерных обществ, миллионов акционеров и избранных ими управляющих лиц, органов и структур.

Надо лишь уметь вовремя вносить соответствующие изменения в законодательство, в действующие нормативные акты. Но это и очевидное, и в тоже время самое трудное занятие.

Оценивая суть, место и роль корпоративного управления в деятельности многих современных акционерных обществ, конечно, следует подчеркнуть его слагаемые, механизмы и отметить роль менеджеров, непосредственно осуществляющих функциональные обязанности, связанные с управлением акционерных обществ.

В данном разрезе представляют значительный интерес суждения специалистов в этой области:

В странах с рыночной экономикой проблема обеспечения деятельности менеджеров по управлению предприятием в интересах владельцев или акционеров называется проблемой корпоративного управления. Существует несколько механизмов решения проблемы корпоративного управления. К ним, в частности, относятся нормы корпоративного права, определяющие роль, полномочия и ответственность тех, кому поручено руководство деятельностью корпораций. В качестве контрольного механизма выступают также товарные рынки: тая в себе постоянную угрозу банкротства для плохо работающих компаний, они заставляют менеджеров работать лучше и эффективнее.

Еще один механизм – финансовые рынки, которые предоставляют возможность владельцам, разочарованным в деятельности своей корпорации, изъять свою долю из ее капитала. Угроза массового "исхода" тех, кто предоставляет корпорации капитал, ложится существенным бременем на менеджеров, так как в этом случае им трудно будет найти новые средства. "Исход" владельцев корпорации также способен активизировать рынок корпоративного контроля, в рамках которого плохо управляемая корпорация может перейти в руки инвесторов, желающих полностью реализовать ее потенциал [48].

Интересные записи



Содержание раздела