Отраслевые министерства на базе отчетов предприятий и организаций составляли сводную отчетность, основной целью которой была сводка учетных и статистических данных по предприятиям о выполнении ими государственного плана социально-экономического развития за текущий период, а также предоставление исходных данных для составления и корректировки планов на последующие периоды.
Вот как определялась сводная отчетность в учебнике под редакцией П.С. Безруких: "Отчетность в сводном виде характеризует обобщенные показатели хозяйственной и финансовой деятельности производственных объединений, их вышестоящих звеньев, организаций и в целом министерства"14. Таким образом, составление сводной отчетности предусматривало наличие определенной управленческой вертикали. Отчет составлялся нижними звеньями – предприятиями и организациями, передавался в средние звенья – объединения, тресты и др., а уже затем в высшие звенья – отраслевые министерства.
Сводные отчеты использовались следующим образом. По каждому сводному звену определялись итоги хозяйственной и финансовой деятельности, выполнения плана, динамика развития по объемным и качественным показателям. Пользуясь сводными отчетами министерств и ведомств по отраслям промышленности, статистические органы проверяли и обобщали данные в абсолютных и относительных величинах, формировали необходимые группировки. Эти данные публиковались в печати. Совет Министров СССР, Советы народных депутатов рассматривали итоги финансово-хозяйственной деятельности министерств, ведомств, организаций и принимали соответствующие решения по разногласиям, возникшим между ними и финансово-кредитной системой.
Учитывая сказанное, можно сформулировать основные особенности составления сводных отчетов:
Вместе с тем термин "сводная" используется в российских нормативных документах и в случаях, когда было бы более уместным употреблять термин "консолидированная". Так, в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. №112, сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам – как преобладающее (участвующее) общество.
Сводная бухгалтерская отчетность объединяет бухгалтерскую отчетность дочерних обществ и включает данные о зависимых обществах, являющихся юридическими лицами по законодательству места их государственной регистрации.
Бухгалтерская отчетность дочернего общества объединяется в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
Данные о зависимых обществах включаются в сводную бухгалтерскую отчетность, если головная организация имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Данные о дочернем или зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если:
Данные о дочернем, а также зависимом обществе могут не включаться в сводную бухгалтерскую отчетность, если они не оказывают существенного влияния на формирование представления о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы, например, если величина уставного капитала дочернего общества не превышает 3% величины капитала группы, а в сумме с капиталом других дочерних обществ, участие в которых отражается в сводной бухгалтерской отчетности в общем порядке, установленном для отражения финансовых вложений, —10% величины капитала группы, или включение бухгалтерской отчетности дочернего (зависимого) общества в сводную бухгалтерскую отчетность противоречит требованию рациональности.
Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о финансовых результатах с указанием: полного наименования дочернего (зависимого) общества; места государственной регистрации и/или места ведения хозяйственной деятельности; величины уставного капитала, доли участия в нем головной организации; доли принадлежащих головной организации голосующих акций (уставного капитала), если она отличается от доли участия; основных финансовых показателей деятельности дочернего общества.
Дочернее общество, которое в свою очередь выступает головной организацией по отношению к своим дочерним обществам, может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность (кроме случаев, когда она зарегистрирована и/или ведет хозяйственную деятельность за пределами Российской Федерации), если:
Головная организация может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность при наличии у нее только зависимых обществ.
Каждый такой случай подлежит раскрытию в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах головной организации.
Требование ведения сводного (консолидированного) учета, а не только составления сводной (консолидированной) отчетности, встречающееся в ряде российских нормативных актов, вносит, на наш взгляд, дополнительную путаницу в данный вопрос.
Составление консолидированной отчетности, сопряженное с элиминированием операций между компаниями, входящими в корпорацию, осуществляется в специальных таблицах, внесистемно, а не в учетных регистрах, предназначенных для отражения текущих операций.
Вместе с тем текущий учет компаний – участников корпорации должен предоставить необходимую информацию для элиминирования и составления консолидированной отчетности, для чего и в плане счетов, и в отчетности выделены необходимые счета и статьи. Кроме того, компании могут получить необходимую для составления консолидированной отчетности дополнительную информацию, вводя нужные аналитические счета. Однако никакого специального подразделения в корпорации для ведения текущего учета, как правило, не создается, а составление отчетности поручается материнской компании.
Понятие консолидированной отчетности требует также уточнения некоторых казавшихся незыблемыми аксиом отечественного учета. Ранее не подвергался сомнению тот факт, что в балансе компании отражается имущество, принадлежащее ей на основе права собственности. Наличие забалансовых статей (арендованных средств, товаров, принятых на комиссию, и др.) лишь подтверждало этот факт. В консолидированной отчетности, в частности в консолидированном балансе, отражается имущество, находящееся под контролем корпорации, так как каждая компания корпорации является самостоятельным юридическим лицом и обладает обособленным имуществом.
Таким образом, сфера действия консолидированной корпоративной отчетности и учета в корпорации расширяется и не ограничивается лишь правом собственности на то или иное имущество.
Глава 4. организационно-экономические аспекты корпоративного управления 4.1. Экономическая эффективность и стратегическое планирование деятельности корпорации Экономическая эффективность деятельности корпорацииДля того, чтобы управлять эффективностью деятельности корпорации, необходимо четко определить, что она представляет собой, и как ее измерять. При измерении экономической эффективности функционирования корпорации необходимо определить эффективности деятельности предприятий, входящих в ее состав. По нашему мнению, для этого целесообразно применять ресурсный показатель: