Система управления корпорации является замкнутой


1. Повышение эффективности функционирования корпорации за счет того, что каждый из ее участников заинтересован в конечном результате.

2. Возможность более быстрого получения средств для осуществления своей производственной программы. Поскольку процесс контроля со стороны государственных финансовых институтов и кредиторов заключается только в контроле за деятельностью управляющей компании корпорации.

Для государства создание корпоративных объединений выгодно тем, что позволяет повысить бюджетную эффективность, за счет повышения собираемости налогов. Также создание технологических цепочек в корпорации позволяет избавиться от кризиса неплатежей, поскольку затраты предприятий-участников этих цепочек и корпорации в целом объединяются и в конечном итоге гасятся за счет потребителя конечного продукта.

Таким образом, технологические цепочки и корпорация – это объединения предприятий, для которых в настоящее время очень остро стоит проблема управления. Для осуществления процесса управления руководству корпорации, во-первых, необходимо четко представлять себе, насколько эффективно взаимодействуют предприятия в рамках корпорации, во-вторых, необходимо на каждом этапе отслеживать и выявлять узкие места в технологической цепочке. Один из вариантов структуры управления корпорацией представлен на рис. 7.



Рис. 7. Структура управляющей компании

Каждый из департаментов управляющей компании корпорации имеет собственные функции:

Производственный департамент – выполняет функции управления производством, а коммерческий департамент – функции управления сбытом в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.

Юридический департамент – разрабатывает нормативные документы и дополнительные изменения в уставе корпорации, контролирует выполнение уставных положений, занимается составлением договоров (о совместной деятельности, о выдаче кредита и т. д.).

В процессе управления большее внимание следует уделять финансовому департаменту, который является основным департаментом в управляющей компании.

В финансовый департамент входят:

  • аналитическое управление, которое выполняет работу по накоплению и анализу информации, оказанию информационно-справочных услуг, подготовке отчетов о деятельности корпорации, анализу финансового состояния предприятий-участников, планированию производства в соответствии со стратегией функционирования корпорации, составлению инвестиционных проектов;
  • бухгалтерская служба, выполняющая функции обобщения учетной информации, составления налоговых и бухгалтерских документов, консолидации отчетности подразделений агропромышленной корпорации, начисления заработной платы и др.
  • оперативное управление, занимающееся распределением прибыли в рамках совместной деятельности предприятий-участников корпорации, распределением кредитных ресурсов, установлением внешнеэкономических связей, составлением внешнеторговых контрактов.

Объединив функции вышеперечисленных департаментов, можно сказать, что в обязанности управляющей компании входит: планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании остальных предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли в рамках технологической цепочки.

Система управления корпорации является замкнутой (рис. 8).

Как правило, управление в такой корпорации построено по принципу федеративного устройства. Руководитель определяет политику корпорации в целом, а руководители предприятий политику деятельности своего предприятия в соответствии с ее политикой и интересами. Корпорация в свою очередь выступает единым юридическим лицом перед государством, (например, единым налогоплательщиком).

Поскольку каждая корпорации имеет определенные цели функционирования, то управление ею должно вестись в соответствии с этими целями. Этапы управления по целям представлены на рис. 9.



















Рис. 8. Процесс управления корпорацией

В то же время управление группой предприятий затруднено тем, что информация, которая необходима для контроля за деятельностью всех предприятий, зачастую неоднородна, а также тем, что порой невозможно получить полную информацию о функционировании всех предприятий в конкретный момент времени.















Рис. 9. Этапы процесса управления по целям

Для эффективного осуществления процесса управления управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень и объем информации о функционировании каждого предприятия, предоставляемый предприятиями-участниками управляющей компании.

Перечень должен содержать достаточное количество информации для получения полной и достоверной картины о ситуации на предприятии, и в то же время быть кратким.

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии общества и достижение его целей.

Поскольку корпорация представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, функционирующих в различных сферах экономики, представляется целесообразным структурировать подразделения по целям и задачам, выполняемым ими в рамках группы [10, 13].

Разработка стратегии включает осуществление нескольких этапов:

1. Оценка долгосрочных перспектив.

2. Прогноз развития.

3. Осознание цели.

4. Анализ сильных и слабых сторон.

5. Обобщение стратегических альтернатив.

6. Разработка критериев оптимизации.

7. Выбор оптимальной стратегии.

8. Планирование мероприятий.

Например, после выработки общей финансовой стратегии корпорации специальные подразделения в соответствии со стратегией корпорации, а также в соответствии с состоянием финансового рынка разрабатывают инвестиционную и кредитную стратегии корпорации. Такой подход позволяет, с одной стороны, "директировать" деятельность подразделений, то есть направить различные аспекты деятельности корпорации в единое русло (директриссу или вектор) в соответствии с миссией корпорации, а с другой стороны, гибкая и продуманная финансовая стратегия позволяет высшему менеджменту корпорации планировать развитие прочих направлений деятельности.

4.2. Организационные аспекты повышения экономической эффективности деятельности корпорации Оптимальная организационная структура корпорации

В России, в соответствии с действующим законодательством, понятие "корпорация" трактуется как правовая форма бизнеса, наиболее распространенная форма акционерного предприятия, обязательно имеющая статус юридического лица.

В этой связи управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.

Как уже было показано, в настоящее время в поисках более высокой эффективности функционирования крупные зарубежные корпорации начинают перестраивать организационную структуру. Суть перемен состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Однако, простое перенесение зарубежного опыта в российскую действительность невозможно без адаптации к современным реалиям.

Анализ действующих в России корпоративных объединений показал, что при их образовании преобладают две тенденции: отраслевая, когда в корпорацию входит одна отраслевая технологическая цепочка или несколько технологических цепочек по производству различных видов продукции одной или нескольких отраслей; территориальная тенденция, когда в корпорацию входят предприятия, не связанные между собой в технологические цепочки, представляющие различные отрасли, но находящиеся на территории одного региона.

Современная наука выделяет семь факторов, от которых зависит эффективность деятельности корпорации (рис. 10).

Рассмотрим эти факторы подробно:

  • структура – оптимальная организационная структура корпорации позволяет сократить издержки как на общее управление, так и на основную производственную деятельность, поскольку сокращается количество передаточных звеньев при доведении управленческого решения;
  • системы – реализация системного подхода при решении любых задач позволяет охватить и решить проблему целиком, а не отдельные ее компоненты, что позволяет устранять проблемы один раз, не тратя в будущем ресурсы на повторное решение проблемы;

















Рис. 10. Факторы, влияющие на эффективность

деятельности корпорации

  • стиль – создание и использование собственного стиля руководства, формирование необходимого отношения покупателей к корпорации с помощью стратегии брендинга позволяет выделить корпорацию из общей массы конкурентов и повысить эффективность маркетинговой деятельности;
  • персонал – руководство корпорации должно добиваться от своих сотрудников достаточной квалификации для выполнения должностных обязанностей, однако в условиях недостатка опыта это одно из слабых мест российских корпораций;
  • профессионализм – высокая культура и грамотность высшего менеджмента является залогом успешной деятельности, при отсутствии у руководства необходимых знаний и достаточного опыта деятельность корпорации может быть неэффективной;
  • Интересные записи



    Содержание раздела