Проблемы регулирования денежного оборота


Проблемы регулирования
денежного оборота
ыночная экономика в современных условиях выступает как крупный социально-культурный феномен, теоретическое обоснование которого имеет давние исторические корни (начиная с видного представителя классической политической экономии А. Смита).
Тенденции к глобализации мирохозяйственных связей и превращению отдельных национальных экономик в единую мировую экономику существенно повлияли на денежный оборот рыночной экономики.

Задачи денежного оборота в современных условиях значительно изменились. Обеспечение свободного перелива капитала и создание новых денег для удовлетворения необходимых потребностей, предъявляемых экономикой (обслуживаемых преимущественно рыночными отношениями), функционирование денежного оборота в рамках прогнозного планирования и в условиях существования различных форм собственности осуществляется при высокой степени децентрализации и одновременно тесной связи безналичного и наличного денежных оборотов. Явно и непосредственно происходит четкое и регламентированное законодательством формирование ролевых функций денежных властей, прежде всего  ЦБ и коммерческих банков по осуществлению эмиссии денег, и, соответственно, изменение их положения, проведение регулирования денежного оборота.
В этих условиях переходная экономика выступает как рецидив/процесс, связанный с состоянием экономики посткоммунизма. Говоря языком медиков, рецидив предполагает возврат клинических проявлений болезни после ремиссии, которая, в свою очередь, является показателем временного ослабления (неполная ремиссия) или исчезновения (полная ремиссия) проявлений болезни.
Но практически можно определить ";болезнь";, если попытаться ответить на вопрос о происхождении данного типа экономики: в результате дерегулирования (например, либерализации цен) или как следствие предшествующего развития национальной экономики. Декларация экономической свободы, приватизация государственной собственности как длительный процесс и необходимость регулирования предопределили реальные трудности формирования рыночных институтов, выражающиеся прежде всего в незрелости финансовых рынков.
В процессе формирования рыночных отношений в экономике переходного периода нарастали противоречия, преобладал часто применяемый диктат макроэкономических установок, нарушилась сопряженность действий структурных элементов воспроизводственного механизма, произошел ускоренный режим трансформации дефицита товаров в дефицит денег. Быстро по времени осуществлялись процессы приватизации и интеграции в мировую экономику, возник углубляющийся процесс обособления (самоизоляции) экономики от потребностей и состояния денежного оборота. Фактически наблюдается отказ от обеспечения нормализации денежных потоков, который приводит к выведению из сферы влияния денежных властей значительного объема денежно-платежного оборота и парализует активные начала регулирования денежного оборота.

Денежный оборот переходной экономики иначе представляет положение денежных властей в современных условиях и исходящее от них регулирование.
В значительной степени это исходит от коренных черт национальной экономики, также, подобно рыночной, представляющей крупный социально-культурный феномен. Теоретически данный феномен отражен в трудах представителей австрийской экономической школы. Большое значение имела русская экономическая школа.
При характеристике национальной экономики важны масштабы хозяйственной деятельности на той или иной территории, люди/кадры, определяющие характер этой деятельности, уровень хозяйственного законодательства, отвечающего на вопрос: по каким правилам будет жить страна и функционировать экономика?
Все вышеуказанные моменты выделения особенностей рыночной и национальной экономик, их денежного оборота определяют проблемы регулирования денежного оборота относительно меры ответственности денежных властей за судьбы рыночной и национальной экономик как различных типов исторически сложившегося социально-культурного феномена.
Эти проблемы регулирования денежного оборота связаны с преимуществами национальной экономики как рыночной. Внешние факторы доминируют при постановке и решении этой группы проблем.

Управляемость и режимы курса национальной валюты выступают как способность денежных властей сглаживать колебания этого курса. Укрепление номинального курса национальной денежной единицы является сигналом участникам денежного рынка о пересмотре своих инвестиционных портфелей, а для участников денежного оборота  о необходимости применения мер для его оптимизации. Денежные власти выступают за укрепление реального курса национальной денежной единицы как показателя позитивного воздействия на экономку.

Либерализация валютного регулирования (и с другой стороны  внешнеторговой деятельности) в условиях современных рыночных отношений налицо.
Необходимость обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке в данном контексте выступает как неверие в существование нормального валютного рынка (возможная оплата денежными властями обязательств по внешнему долгу), а при ее отсутствии трудно наращивать валютные резервы ЦБ. Денежные власти, таким образом, констатируют факт неверия в то, что стабильность национальной валюты определяется конкурентоспособностью товаров и состоянием платежного баланса, полагая, что наилучший способ защиты стабильности  это валютные интервенции, которые не сдерживают оттока капитала (что необходимо для приведения в равновесие платежного баланса страны). Применяемые валютные ограничения на капитальные операции несут в себе две функции  ограничение интернационализации национального бизнеса и ограничение на приток иностранного краткосрочного капитала, что является частью неблагоприятного инвестиционного климата.

Ослабление возможностей валютных ограничений происходит по мере формирования мировых рынков капитала и развития техники оформления финансовых операций.
Важное значение приобретает накопление золотовалютных резервов денежными властями как самоцель и как показатель обеспеченной денежной эмиссии с достаточно сомнительным эффектом (возможны реальная угроза неполучения кредитов от международных валютно-финансовых организаций и последовательная ";незаметная в своем течении"; девальвация национальной денежной единицы при необходимости траты валютных резервов для сохранения привычной курсовой динамики курса национальной валюты). В этих условиях возрастает уровень жесткости регулирования денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса страны (быстрый рост валютных резервов денежных властей может фигурировать как фактор стагнации в национальной экономике).
Наличие Центрального банка часто провоцирует встроенные валютные кризисы, поскольку показывает наибольшую склонность к девальвации в условиях жестких валютных курсов. Формируются типы валютного поведения денежных властей: отказ от внутренней валюты в пользу более стабильной валюты другого государства или отказ от национальной денежно-кредитной политики путем введения валютного управления. Критерии системы валютного управления сводятся фактически к относительному размеру экономики и степени открытости, номинальной гибкости и однородности экономических структур, экспортной диверсификации, мобильности трудовых ресурсов и международных капиталов, способности абсорбировать макроэкономические шоки.
Денежные власти строят свою политику исходя из молчаливо принимаемых постулатов классической рыночной экономики: рост денежной массы равнозначен росту спроса на товары и услуги (касается той части, которая поступает на товарные рынки и при недостатке денег для текущих расчетов либо при распределении в направлении удельного веса богатых слоев населения, поскольку спрос богатых слабо эластичен по цене); рост спроса на деньги равнозначен росту цен (при снижении отдачи от факторов производства и увеличении удельных издержек).
Разогревание рынка государственных бумаг часто связано с необходимостью обслуживать внешний государственный долг за счет внутреннего. Это значительно искажает реальные перспективы нормального развития финансового рынка и функционирования денежного оборота страны.
По мере развития межбанковского рынка как важного сегмента национального финансового рынка принципиальное значение приобретает выделение сходств и различий биржевого и межбанковского денежных рынков с точки зрения оперативного воздействия регулирования на текущую ликвидность банковской системы страны.
Эти проблемы регулирования денежного оборота ориентированы на процессы формирования национальной экономки как рыночной, на возможные нарушения в ходе создания, на реальные угрозы разрывов связей.
В данных условиях в процессе регулирования денежного оборота важно определить связи (зависимости) важнейших денежных показателей:


  • денежной массы и инфляции;

  • уровня стабильности и скорости реакции экономики на сигналы денежных властей;

  • использования элементов механизма целевой инфляции (инфляционное таргетирование);

  • роста денежной массы за счет сдержанных темпов роста денежной базы и возросшей роли денежного мультипликатора.


Спорные утверждения и, соответственно, поведение денежных властей вызывают различные оценки оппонентов-исследователей:



Содержание  Назад  Вперед