Время


Неоправданной тратой времени было бы предоставление каждому из 12 членов группы по 15 минут на презентацию: все мероприятие в таком случае заняло бы не менее трех часов.
 
Время
Несомненно, этот фактор связан с предыдущим разделом. Размер группы, как уже предлагалось, может требовать большего времени, но хотя первое задание имеет важные "ответвления", необходимо в целом понять его место в учебном процессе. Учащиеся, признавая необходимость внутренних вводных сессий, становятся безразличными к "реальным деловым ситуациям", если вводное мероприятие затягивается. Таким образом, невзирая на трудность выделения точного количества времени на мероприятие такого рода, в большинстве случаев следует предусмотреть для него не больше часа.

Некоторые вводные мероприятия естественным образом вливаются в само учебное мероприятие, таким образом, время может не соответствовать какому-то определенному мероприятию, постольку поскольку учащиеся осознают значимость содержания.
Планирование и проектирование
Указанная деятельность предполагает рассмотрение двух подходов. Один для ситуации, где игра тесно связана с содержанием обучающего мероприятия; второй основывается просто на предоставлении вводной части. Часть вашего труда и времени по планированию меро-
 
приятия должна быть отведена размышлению по поводу наиболее подходящего для вашего мероприятия типа вводной сессии, времени, которое надлежит на нее затратить, и общей оценке всей программы. Также необходимо принять решение, выбрать ли мероприятие исходя из существующего образца или лучше сделать усилие и создать что-то новое. Мероприятия такого рода типовые, их сценарии можно получить из множества источников и если они не играют слишком большой роли в учебном процессе, то стоит ли тратить время и силы на то, чтобы придумывать что-то новое.
Ресурсы
В буквальном смысле сществуют сотни мероприятий общего типа, мень-
ше мероприятий более специфического содержания. Они охватывают
спектр от самых простых, типа "я то-то и то-то...", до сложных, раскры-
вающих чувства, взгляды, отношения и чаяния. Последние могут вклю-
чать мероприятия, сходные с последними мероприятиями процесса, но
где вводные цели ставятся во главу угла. Многие из этих целей уходят
корнями в тренинговые программы, существующие на протяжении мно-
гих лет, и сформированные коллекции игр, мероприятий и практических
заданий содержат множество примеров. Основной проблемой здесь яв-
ляется выбор самого подходящего материала из огромного множества
имеющихся ресурсов. N
Применение
Вводная сессия обычно проводится в начале тренинга или учебного процесса, часто сразу же после его запуска; запуск обычно состоит из приветственной части и изложении целей программы. Вступление или вводное мероприятие может, по сути, быть частью этого "запуска программы".
Как предлагалось уже несколько раз, количество и спектр вводных мероприятий велик и множество примеров может быть обнаружено в специальной литературе. Вашему вниманию предлагается несколько из них.
ДАВАЙТЕ СПРОСИМ ТРЕНЕРА
Сразу же после приветственной речи и знакомства с тренером (тренерами-инструкторами) группу учащихся делят на какое-то количество групп, по 3-4 человека в каждой. Их кратко информируют о мероприятии, обычно в устной форме, хотя брифинг может быть записан на листе флипчарта, и предлагают подумать, о чем они хотели бы спросить тренера. Могут быть предложены заглавия тем, включая бытовые вопросы по месту прохождения тренинга, обучающих методах, задействованных в тренинге, специфике содержания
 
обучающего мероприятия, социальные вопросы и т. д. Различным группам может быть предложена для рассмотрения одна из этих тем либо всем группам может быть предложено рассмотреть одни и те же вопросы. С другой стороны, может быть проведен совершенно открытый брифинг, где учащимся будет дана полная свобода в принятии решения, что они хотят узнать. Каждой группе может быть предложено выбрать спикера из своего состава и упорядочить таким образом процесс постановки вопросов, нежели пускать его на самотек.

По истечении примерно 10 минут группы вновь собираются вместе, формулируют вопросы и ответы на них дают со всей открытостью и полнотой.


Вам следует быть осторожным и хорошо продумать, каким образом разные группы будут задавать вопросы. Одной группе легко взять инициативу постановки вопросов в свои руки; однако вы должны обеспечить равные возможности для всех групп. Мы вернемся к этому чуть позже. Преимущества мероприятия такого типа включают возможность для каждого внести свой вклад в маленькой группе; это гораздо легче, чем выступать перед большой группой (ктомуже многиелюди могутпросто не захотеть этого на ранней стадии развития процесса).

Кроме того, здесь некоторые учащиеся получают возможность выступить в качестве общественных спикеров, а авторы некоторых наивных или личных вопросов сохраняют анонимность.
МЕДЛЕННАЯ СМЕРТЬ
Существует бесконечное множество вариантов этого вводного мероприятия, но в классической модели учащиеся сидят на стульях, расставленых, к примеру, в форме подковы (буквой U), а тренер просит представиться каждого учащегося по очереди, начиная от одного края "подковы" и кончая другим. Тренер может начать этот процесс, чтобы дать остальным модель, которой нужно придерживаться.
Варианты включают краткий инструктаж участников о том, какую информацию давать: имя, компания или филиал, работа или роль, как долго пребывает в этой роли, прочие подробности профессиональной карьеры, личной информации и т. д., либо они сами могут решить, какую информацию давать и в каких приделах. Если обучающее мероприятие связано с каким-то особым предметом, например искусством ведения переговоров, учащихся могут попросить предоставить информацию об имеющемся у них каком-либо опыте в этой области, проблемах, с которым им пришлось столкнуться в различных инстанциях, а также о каких-то аспектах их видения предмета. Брифинг также может включать временные рамки желательные или необходимые, например не более 3 минут на человека, хотя на практике полное время может и не быть использовано целиком.

Очень многое можно сказать за 3 минуты, особенно если спикер знает, что он хочет сказать. Чтобы помочь учащимся успешно справляться с ограничениями во времени, можно до начала
 
презентации попросить их подумать несколько минут и написать план того, что они хотели бы о себе сказать. Несколько минут, потраченных на это действие, впоследствии помогут сэкономить много времени.
Следует учитывать сложности, связанные с вышеизложенным методом, а именно:

  • Прежде чем говорящий завершит свою презентацию, большинство присутствующих перестают слушать и начинают мысленно проговаривать то, что они собираются о себе рассказать; эту тенденцию можно немного уменьшить за счет подготовительного этапа, но совсем устранить невозможно.
  • В результате мысленной репетиции собственной презентации слушание либо снижается, либо прекращается вовсе, таким образом, многое из сказанного говорится впустую.
  • По мере ожидания своего выступления у участников может возникать и крепнуть чувство скуки, нервозности, даже страха. Скуку могут испытывать те, кто уже сделал свою презентацию и может расслабиться им уже не обязательно проявлять активность, слушая тех, кто выступает после них; скучать могут и те, кто ожидает своей очереди, особенно те, кто находится в самом конце этой очереди, а также всем вообще может стать скучно, если действие медленно "заводится" и развивается также медленно; участники также могут испытывать беспокойство и страх перед предстоящим публичным выступлением.
  • Необходимость публичных выступлений может быть настоящим предметом беспокойства для людей с определенными комплексами, и это может еще более усилиться необходимостью ожидания своей очереди. Я лично знаком с одним человеком, который покинул аудиторию, когда подошла его очередь говорить, и фактически оставил курс; хотя его случай совершенно особый,так каку него были проблемы медицинского характера, но если не предусмотреть этого заранее, то такое мероприятие может спровоцировать любые проблемы, которые могут существовать в группе.

Некоторые проблемы можно уменьшить, начав презентацию с одного конца, позволить выступить двум-трем участникам, затем переместиться на другой край, дать слово еще паре участников, затем вернуться к первой группе и т. д. Наиболее радикальным вариантом является "Русская рулетка", метод, при котором вы контролируете порядок выступления, наугад выбирая следующего спикера. При таком подходе было бы очень полезным очень скоро но не самым первым предоставить слово самым нервным учащимся. Однако в любом случае найдется последний и предпоследний выступающий, чья нервозность может стать проблемой, и единственной возможностью избежать проблемной ситуации будет ваш отбор таких выступающих из тех, кого вы считаете сильными натурами и у кого, как вы уверены, подобных проблем не возникнет.
Несмотря на всевозможные проблемы, вышеописанные методы по-прежнему часто применяются за счет своей простоты и целенаправленности, за счет того, что вовлекают в выступление всех учащихся, а кроме того, для их осуществления необходим миниум времени.



Содержание раздела