Ключевые записи


Также это относится к ситуации, когда двое или больше участников увлечены спором между собой.
 
Обычно поведенческий анализ выполняется наблюдателем, сидящим тихонько в стороне от группы, делающим пометки по поводу всего сказанного и ведущим записи в листе ПА. В этом листе необходимо ставить галочку или какой-либо другой знак каждый раз, как участник игры делает какое-либо замечание, комментарий, предложение словом, вносит вклад. При этом наблюдатель излагает краткое содержание вклада, но не истолковывает его.

Формат листа ПА и наблюдаемая категория зависят от мастерства и опыта наблюдателя в проведении анализа поведения, а также от количества участников игры, причин проведения ПА и прочих мероприятий, в которых приходится участвовать наблюдателю. Наблюдатели, отобранные из числа студентов, должны пользоваться упрощенным листом ПА, если с ними предварительно не были проведены соответствующие тренинг и инструктаж. Не вызывает сомнений, что чем более упрощен лист ПА, тем более простыми и краткими будут записи, требуемые для обратной связи.

При овладении необходимыми навыками и опытом количество категорий может быть увеличено.
Если количество категорий требуется сократить, необходимо оставить наиболее значимые для практической деятельности. Так, например, если речь идет об игре, направленной на разрешение проблем и принятие решений, то в сокращенный список категорий полезно включить:

  • предположение;
  • поиск идей;
  • поиск информации;
  • выдачу информации;
  • подведение итогов;
  • прерывание;
  • другие типы поведения.

Предлагаемый вариант формата наблюдения ПА изображен на с. 67. В заголовок каждой колонки вписано имя участника. Ряды
 
отражают избранные категории. Внесение каждым участником своего вклада отражается на пересечении колонки участника с рядом-категорией. Количество категорий, включенных в лист наблюдения, должно быть таким, чтобы наблюдатели, ознакомившись со значением каждой категории, были способны проводить наблюдения и делать записи при минимальном инструктаже.

Не обязательно, что увеличение числа участников осложнит задачу: как бы там ни было, в большинстве случаев участники высказываются по одному, а не все разом. Конечно, бывают ситуации, когда несколько участников говорят одновременно либо резко возрастает темп обсуждения, но это все же занимает по времени меньшую часть обсуждения, где от наблюдателя требуется больше напряжения и большая скорость в ведении записей.
Такой лист наблюдения может использоваться для отображения работы наблюдаемой группы в ряде аспектов.

  • В количественном отношении степень вклада участников хорошо уравновешена, за исключением Сэлли, которая гораздо "молчаливее" остальных участников и не предлагает никаких оригинальных идей, придерживаясь только собственного мнения.
  • Джин также более молчалива, чем большинство членов группы, но в отличие от Сэлли она, по крайней мере, делает предположения и достаточно заинтересована в мнениях остальных участников, чтобы поинтересоваться, есть ли у них какие-либо идеи. Такое поведение представляется не самым обычным. Ее можно назвать изрядным "толкачом" 30% ее вклада внесено за счет того, что она перебивала других участников.
  • Майк, похоже, самый креативный из всех участников он дает наибольшее количество предложений, хотя для этого он часто перебивает других.
  • Ральф очень похож на Майка в плане внесения предложений, но с меньшим коэффициентом перебивания других.
  • Мэри принадлежит первенство в части внесения вклада, хотя выдвижение ею предложений происходит большей частью в форме утверждений, для чего она также часто перебивает остальных. Однако она поддерживает лидера в подведении итогов.
  • Джон совершенно очевидный лидер, по крайней мере его поведение это во многом поведение лидера, который задает множество вопросов, вносит несколько меньше предложений, подводит итоги и очень редко перебивает остальных.
  •  

 
Разумеется, оценка, сделанная только на основании записи ПА, не передает полной картины, а потому опытный наблюдатель дополнит ее большей цифровой информацией и повествовательными наблюдениями. Но ни один подход не предоставит столько информации, сколько информационный лист при соответствующем анализе.



Более опытный П А-наблюдатель сможет вести запись типов поведения и при большем количестве участников и категорий. Чем больше категорий, тем подробнее и эффективнее информация. Однако наступает момент, когда увеличение формата ПА может стать разрушительным, т. е. количество категорий становится чрезмерным для наблюдения, а количество вкладов участников сокрушительным для наблюдателя. Популярный закон обеспечивает, чтобы при упущении чьего-либо вклада кто-нибудь из группы мог позже заявить, что внес свой вклад в какую-либо из категорий, а другой поддержит это заявление. В этом случае доверие к ПА будет подорвано.

Я обнаружил, что при обычном наблюдении за группой численностью 8-10 человек я могу успешно справиться с 11 категориями. На с. 68 при использовании тех же итоговых данных, что и в сокращенном листе наблюдения, изображен тип листа ПА, используемого мною в определенных обстоятельствах.
Лист ПА может быть изменен применительно к типу наблюдаемого практического задания, так же как ранее описанные листки наблюдателей-учащихся, где изменения проводились через различ-
 
ные вопросы. Например, для тренинговых программ, посвященных искусству переговоров и продаж, категории могут относиться к самим предметам:

  • заявление характеристик;
  • заявление преимуществ;
  • поиск требований;
  • разрешение поднятых проблем;
  • закрытие и т. д.


В результате анализа потребностей обучения или как следствие самой обучающей программы можно установить, что какой-либо изучаемый предмет представляет особую трудность для студентов. Поведенческий анализ способен помочь сосредоточиться на области предполагаемых проблем и произвести анализ ситуации. Например, могут существовать проблемы с проведением собраний на работе или с обучающей программой проведения собраний. Категории, полезные для данной ситуации, указаны в листе ПА на с. 69.

Их цель анализ предполагаемого поведения группы, участвующей в собрании.
ПА, используемый таким способом, должен быть способен установить проблему или по крайней мере установить причины возникновения проблем в группе, проводящей собрание. При возникновении подозрения, что проблема кроется в поведении, категории можно разбить на подкатегории.
Поведенческий анализ в практических заданиях типа "один на один"
Когда вы применяете ПА в задании с двумя участниками ("один на один"), вы обнаруживаете, что наблюдать и вести записи здесь гораздо легче, чем в случае с группой. Это также означает что при необходимости используемый вами лист ПА может содержать и большее число категорий. Основные категории, представленные на с. 69 являются основой ПА, которая может быть дополнена другими категориями, более соответствующими наблюдаемому действию, например, переговоры один на один, консультационное собеседование, дисциплинарное взыскание и т. д.
Для данных ситуаций требуется вести запись только в двух колонках; одна для проводящего собеседование и другая для соискателя. Часть такого ПА показана ниже.
Наблюдение за работой отдельного человека
Иногда представляется желательным или необходимым наблюдать за действиями и поведением отдельного человека во время его работы в группе или во время какой-либо другой деятельности. Для этого можно воспользоваться всеми ранее описанными методами, в том числе и теми, о которых рассказывалось в предыдущей главе, но так же, как в случае с групповым ПА и "один на один ПА", количество категорий можно не сокращать, так как ваше внимание будет сосредоточено только на одном человеке.
Ключевые записи
Когда ведется запись ситуаций, где под наблюдением находится один человек, необходимо делать гораздо более подробные пометки, чем в других случаях, однако будьте осторожны и не дайте записям стать излишне подробными, иначе впоследствии у вас могут возникнуть сложности с выявлением наиболее значимой информации для обратной связи. Наиболее подходящим было бы записывание вами ключевых слов и фраз, способных напомнить вам о наиболее важных происшествиях.
Безусловно, эта техника требует некоторой тренировки. Многие вначале испытывают трудности с ключевыми словами и фразами, и несмотря на правильное определение ключевых концепций, не могут быстро их записать. В результате они пишут слишком много и, соответственно, что-то упускают в плане слушания.
 
Вам было бы полезнее изобрести собственную систему сокращений, чем учиться скорописи и стенографии. Кроме того, существует ряд стандартных или общепринятых сокращений, которые вы можете использовать для вашей собственной системы сокращений:
напр. например; т. е. то есть;
т. к. так как; ведет к, развивается в;
больше, чем; меньше, чем;
= равно; так же; ? не то же самое, неравенство.
В двух последних главах описаны принципиальные методы наблюдения, которые, в основном, применяются в группах. Однако существуют и другие, и вопрос в том, каковы критерии для определения приемлемости того или иного подхода, дающего наиболее четкую, непредвзятую и полную информацию о том, что произошло во время игры.



Содержание раздела