Цикл деятельности


Сбалансированная программа тако-
 
 
го рода будет предусматривать возможность ввода со временем нового материала для размышляющих и теоретиков, чтобы они его обдумывали; практиков будут мотивировать практическими заданиями, но, с другой стороны, их также будут поощрять к размышлению и выводам. Наконец, прагматическая сущность представляемого будет четко обрисована для тех, кого интересует только то, что они могут выполнить без труда.
Все эти границы предпочтений должны включать практические задания, которые дают возможность всем типам предпочтений реализоваться на практике и вдохновляют на эффективное обучение и познание в объеме полного цикла познания.
Включение практической экспериментальной деятельности в обучающую программу поднимает ее над пассивным обучением, описанным в начале этой главы, и преобразует ее в живую, интересную, увлекательную деятельность, дающую возможность не только учиться, но и расширять познавательные способности.
Цикл деятельности
Как вы узнаете далее из этой книги, существует общий формат для применения различных видов деятельности, несмотря на то что многие из них требуют различного подхода. Разделы, посвященные каждому из указанных видов деятельности, построены в соответствии с этим форматом, хотя, очевидно, для многих случаев повторение не будет необходимым. Для настоящего формата, следующего за материалом, ранее изложенным в этой главе, мне следует представить цикл, названный мною "Цикл деятельности", изображенный на . 1.3.
Общим для всех видов практических заданий, включенных в обучающую программу, является принятие решения в начале этого цикла. На этапе планирования и составления программы вы должны принять решение по поводу того, насколько и до какой степени практические задания возможны и желательны для конкретной программы и где именно в программе они должны быть включены. Выбор в большой степени зависит от типа ситуации и соответствующего типа задания, которое может представлять собой:

  • работу группы по решению проблемы;
  • работу группы по развитию интерактивных взаимоотношений;
  • работу группы по демонстрированию особенных функций управления проведение переговоров, презентаций, разрешение конфликтов;
  • переговоры один на один в многообразии ситуаций.
  •  

 
Эффективные практические задания не рождаются сами по себе. Они требуют такого же основательного планирования, структурирования и подготовки, как любая другая учебная программа, ставящая перед собой цель достичь наилучшего обучающего эффекта. Подход тренера-консультанта, который, не утруждая себя предварительными размышлениями, вдруг решает в ходе тренинга: "А почему бы нам не провести практическое занятие", чаще всего авантюра, обреченная на провал.

Практические занятия это часть общего планирования программы тренинга, и должно быть понятно, зачем нужно практическое занятие, где оно будет наиболее полезным и эффективным, какое именно задание будет наиболее уместным и сколько времени оно займет, т. е. сколько времени мы можем себе позволить на него потратить. Это лишь немногие из вопросов, на которые необходимо ответить, и последующие главы дадут подробный план ответов на некоторые из них, в то время как в настоящей главе рассматриваются ключевые начальные действия, предшествующие практическим занятиям:

  • планирование;
  • поиск ресурсов или собственное проектирование;
  • подготовка к управлению практическим занятием до осуществления программы тренинга и непосредственно накануне практического занятия;
  • инструктаж участников накануне занятия.

Планирование
Практическое занятие, так же как сама программа тренинга, в которую оно включено, должно ставить перед собой определенные цели. Спросите себя:
Чего именно должен я достичь в результате этого тренинга?
 

  • Какой подход я собираюсь применить к этому тренингу?
  • Какие типы инструментов обучения я собираюсь включить?
  • Существует ли необходимость включения практических занятий? Хочу ли этого я сам?
  • Позволяет ли время, отпущенное на программу, включение в нее практических занятий?
  • Зачем, сколько, что именно, как, когда?


Если принимается положительное решение о включении занятия или занятий, то некоторые вопросы придется обдумать во всех подробностях.
Зачем?
Когда вы планируете программу вашего тренинга и обдумываете включение некоторых видов практических заданий, вы должны серьезно поразмыслить над тем, помогут ли они обучению либо вы включаете их просто из любви к подобным заданиям.
Практические задания исключают необходимость планировать, составлять и расписывать вводные сессии (что иногда бывает делом трудным и отнимающим много времени) и также не требуют, чтобы вы организовывали презентации этих сессий (что тоже нелегко даже для опытного организатора и распорядителя презентаций).
Практическое задание должно соответствовать ситуации, а его положительный эффект должен быть самым высоким по сравнению с другими методами обучения. Если вам нравится какое-то конкретное задание, вы непроизвольно постараетесь как можно чаще его использовать, но, несмотря на ваше личное убеждение, что это хорошее задание для практики, стоит задуматься: а уместно ли оно здесь? А может быть, существует другое задание, которое, хоть вы и не отдаете ему предпочтения, могло бы лучше подойти для данной ситуации? Соответствует ли ситуации выбранное вами задание?

Если программа обучения преследует практические цели, изобилует практическими примерами и занятиями с использованием, скажем, компьютеров, вряд ли представится разумным искусственно изобретать практические задания, когда они уже заложены в основу курса обучения. Уместным занятием в таких случаях могло бы быть какое-то специальное задание, решение которого потребовало бы от учащихся использования методов и оборудования, предусмотренных учебной программой. Главный смысл практических заданий это применение на практике знаний, полученных во время прежних занятий вводных сессий, видеопрезентаций
 
и т. д., но немаловажным аспектом в повышении интереса к обучению является способность превращать его в удовольствие.
"Серьезная" обучающая программа часто выигрывает от какого-нибудь развлекательного игрового мероприятия, бессмысленного на первый взгляд, но разряжающего атмосферу. Мероприятия такого рода часто называют "встряской" сессии, и далее они будут рассмотрены подробно.
Эгоизм тренера-консультанта, желающего непременно применить какое-то задание, зачастую можно объяснить и оправдать.
Длинные программы обучения в одной и той же группе и с одним и тем же тренером-консультантом могут утомить и ту и другую сторону, и здесь не обойтись без "переменок": это может быть и маленькая "встряска" во время сессии, и какое-нибудь неутомительное и приятное занятие, после которого и тренер-консультант, и учащиеся возвращаются к изучению серьезных вещей бодрыми и отдохнувшими.
Как много?
Вы поймете, что это один из самых трудных вопросов, на который вам придется ответить. Как упоминалось в главе 1, по мере осознания полезности практических заданий и их последующего развития программы обучения часто оказываются под угрозой превращения в игровые мероприятия вследствие чрезмерного их увлечения практическими заданиями и играми. К сожалению, не существует другого "золотого правила", способного помочь в решении этого вопроса, кроме заезженной истины, что ваша программа должна ориентироваться на равновесие нескольких подходов.

Однако такое равновесие достигается при использовании заданий различного типа. Вводную часть сессии, являющуюся, по сути, лекционным материалом, можно приятно разнообразить, задействовав на "переменках" такие структуры, как "оппо-нентские группы", включив открытую полемику, дискуссии по поводу особо интересных вопросов, затронутых вводными сессиями. Видеоматериалы в нужный момент также могут быть хорошей поддержкой для закрепления полученных знаний или подведения итогов сессии или ее части. После представления вводной части для повышения эффективности можно включить практическое задание, а затем провести дискуссию для систематизации информации, полученной во время сессии.

Это можно рассматривать как универсальный рецепт для приготовления надлежащей смеси методик и подходов в рамках одной сессии.
 
Как правило, самой неподходящей для восприятия оказывается такая схема занятий, где за очень лаконичной вводной частью одно за другим следуют практические задания, от количества которых учащиеся, особенно "теоретики" и "мыслители", приходят в недоумение. Насколько вы помните, их познавательные предпочтения требуют времени на осознание, обдумывание и обсуждение предшествующих событий.
Выбор практических заданий
Как только вы принимаете решение об использовании практических заданий, сразу возникает проблема выбора наиболее подходящих из них. Если мы имеем дело с готовой программой, в которую уже включены соответствующие задания и упражнения, то здесь обычно все идет без особых проблем. Такую программу можно давать, как есть, при условии, что она оправдывает цели курса и учащихся.

Но даже таким успешным программам время от времени требуется корректировка, так как последующие группы учащихся могут узнавать о программе от ее прежних слушателей.



Содержание раздела