Средневековый город


Избыток сельскохозяйственной продукции шел преимущественно на экспорт, а продавать продукцию за границу у феодалов было больше возможности, чем у крестьян. Поэтому в торговлю, в товарное производство здесь втягивались не крестьяне, а сами феодалы. Но для продажи требовалось больше продукции, чем для своего потребления. Поэтому феодалы расширяли свою запашку, свои поля. Тем самым они увеличивали барщину, потому что поле феодала обрабатывается барщинным трудом крестьян.

А барщина, как уже сказано, требовала крепостной зависимости крестьян, поэтому усиливалось и крепостничество. Крепостное право доходило здесь до степени рабства. Некоторые германские фео­далы нашли, что очень выгодно продавать крестьян в солдаты - и тысячи немецких крестьян были проданы в солдаты в другие государства.

Происходило, правда, все это позже, в XVI-XVIII вв.
Получался парадокс: втягивание сельского хозяйства в рыночные отношения, свойственные скорее капитализму, чем феодализму, вело к усилению крепостничества. А крепостничество принято считать одной из важных сторон феодализма. Однако крепостничество второго издания имело иное качество.

Усиление крепостничества теперь не означало усиления феодализма. Это был лишь другой путь его разложения. Если с одной стороны реставрировались архаичная барщина и крепостничество, то с другой стороны развивалось крупное товарное производство в имениях феодалов, которое впоследствии стало базой прусского пути развития капитализма в сельском хозяйстве.

Крепостничество стало тем инструментом, который позволял развить крупное товарное производство в интересах класса феодалов.
Итак, главным направлением развития феодализма в сельском хозяйстве Западной Европы был рост товарного производства, который в одних случаях выражался в коммутации, в других - во втором издании крепостничества. Но сам рост товарности означал, в сущности, разложение феодализма, потому что классический чистый феодализм - это натуральное хозяйство. Иными словами, период развитого феодализма - это уже период его разложения. Сразу же после того, как феодальный способ производства сформировался, он стал разлагаться, готовя почву для следующего способа производства.

Чистого феодализма почти не существовало. Феодализм, как и другие формации, в сущности был переплетением нескольких укладов.

Средневековый город.
Ранний европейский феодализм обходился без городов и городского хозяйства. Города возникают в XI в. и быстро начинают расти. В первую очередь оживают развалины городов, построенных римлянами: Лондон, Париж, Марсель, Кельн, Генуя, Венеция, Неаполь.
Будущий Кельн к началу XI в. представлял значительное пространство, обнесенное римскими крепостными стенами. Рядом с этими стенами на берегу Рейна появилось крошечное ремесленное поселение. За короткий срок город вырос до размеров, втрое превосходивших прежний римский го­род, и был обнесен новыми стенами.
Что было причиной возникновения быстрого роста городов? - Отделение ремесла от земледелия.
Развитие ремесла проявлялось в его специализации. Раньше деревенский кузнец был мастером на все руки: подковывал лошадей, делал серпы, ножи и даже оружие для дружины феодала. Ему хватало работы в феоде.

Но теперь появляются мастера-оружейники, мастера по изготовлению доспехов, которые не умеют делать мечи. И этим узким специалистам уже не хватает работы в феоде. Им нужен рынок.
К тому же растет спрос феодалов на предметы роскоши. Потому и появляются узкие специалисты в ремесле, что фесцала уже не удовлетворяли грубые изделия домашних ремесленников. Он не желал больше ходить в домотканном полотне и овчинной шубе, ему требовались тонкие шерстяные ткани, а их производство нельзя было наладить в каждом феоде.
И вот теперь ставший ненужным феодалу ремесленник, чтобы совершенствоваться в своем деле и готовить те изделия, на которые повысился спрос, покидает деревню и селится в таком месте, куда стекается много народу, где он может найти много покупателей и заказчиков на свои изделия - на пересечении дорог, под стенами крупного монастыря, куда приходит много поломников. На этом месте и начинает расти город. А при чем здесь развалины римских городов?



Римляне, конечно, строили свои города в самых географически удобных пунктах.
В города бегут крепостные крестьяне. Тогда существовала пословица городской воздух делает свободным: по законам, принятым повсеместно (любопытно, что несмотря на феодальную раздробленность, законы и обычаи были почти везде одинаковы), крестьянину достаточно было прожить в городе один год и один день - он становился свободным.
В условиях феодализма, когда рынок еще оставался узким, ремесленник и в городе не сразу находил достаточное количество покупателей и заказчиков. Поэтому первое время горожане продолжали заниматься и сельским хозяйством, имели огороды и поля.
Внутри Парижа еще в XIII-XV вв. были не только огороды, но и пахотные поля, а о городе Майнце говорили, что он частью заселен, а частью засеян.
Каждое утро по звуку рожка открывались городские ворота и скот горожан выгонялся на пастбище. Не весь. Свиньи в самом городе находили пищу, исполняли службу городских санитаров: помои выливались на улицу, потому что канализации не было. К тому же улицы были узкими. Крепостные стены не давали городу разрастаться вширь, поэтому площадь экономилась.

Верхние этажи домов нередко выдавались над нижними, и крыши домов, стоящих по разные стороны улиц, почти соприкасались.
К тому же представления средневекового горожанина о гигиене существенно отличались от наших. До уборных еще не додумались, удовлетворяли свои потребности во дворе, а иногда и в публичных зданиях. Даже в королевском дворце на лестницах и балконах, за дверями встречались экскременты.

Пищу до XVII в. ели руками, беря куски с общего блюда. Поэтому правила хорошего тона рекомендовали сморкаться не той рукой, которой берут мясо за обедом. Умывались довольно редко, нижнего белья еще не носили.
Поэтому в городах часто свирепствовали эпидемии чумы и холеры, а доля прокаженных, калек, помешанных была в несколько раз выше, чем в настоящее время. Но города давали свободу и люди сюда стремились.
Правда, первое время свобода была относительной. Город находился под властью того феодала, на земле которого он вырос. Иногда феодалы даже сами старались организовать города на своей земле, чтобы потом можно было облагать их высокими налогами. Ведь горожане были богаче крестьян, а город приносил гораздо больший доход, чем деревня с полями, занимавшими такую же площадь.

Иногда феодал пытался и хозяйничать в городе, как в своей вотчине.
Но уже в XI в. повсеместно начинается борьба городов против феодалов за свою независимость, которая, как правило, кончается победой городов. Крепостные стены города не уступали стенам феодального замка, а сплоченные вольнолюбивые горожане сами готовили оружие, в том числе и для тех же феодалов. К тому же города часто выступали в союзе с королевской властью.

Короли стремились ослабить могущество крупных феодалов.
Города добивались независимости, становились городами-коммунами, городами-государствами. Управлялся такой город выборным магистратом, заключал договора с другими государствами, вел вйны, чеканил свою монету. Такими городами-государствами стали Генуя, Венеция, Флоренция в Италии, многие города Франции и Германии.
Но вернемся к ремеслу. Западноевропейское ремесло - это цеховое ремесло. Цех был корпорацией ремесленников определенной специальности: цех пекарей, цех башмачников, цех ткачей.

Такие объединения были необходимы: для защиты ремесленников от конкуренции со стороны, для достижения равенства между ремесленниками, для защиты своих членов от всего остального мира.
Как уже говорилось, в средние века человек, оказавшись сам по себе, без чьей-либо защиты, тем самым оказывался вне закона. В городе он мог существовать только как член какой-то корпорации, которая его защищала. Своя корпорация была даже у нищих. Поэтому социальный строй средневекового города иногда называют корпоративным.

А цеха могли защитить своих членов. Каждый цех был в то же время боевым отрядом. Он имел свое знамя, свое цеховое здание, где проводились собрания и торжественные акты.

Сохранившиеся здания цехов - выдающие произведения средневековой архитектуры. Во главе цеха стоял выборный магистр.
Цех не был производственным объединением. Каждый мастер, член цеха, имел свою мастерскую обычно в своем доме, где работал с несколь­кими подмастерьями и учениками.
Как уже отмечено, одной из задач цехового устройства было достижение равенства между мастерами. Чтобы не было конкуренции внутри цеха, чтобы все мастера были обеспечены работой, чтобы каждый мастер имел приличное его положению существование, цеховые уставы строго регламентировали производство, ограничивая его размеры. Ограничивалось число учеников и подмастерьев, которых мог держать один мастер. Каждый мастер мог приобретать лишь ограниченное количество сырья.

Если он приобрел больше нормы, то лишнее должен был передать товарищам по цеху. Цена продукции также определялась уставом.

Интересные записи



Содержание раздела