Цеховые уставы регламентировали и технику производства.


Цеховые уставы регламентировали и технику производства. Техническое усовершенствование давало преимущество перед другими членами цеха. Поэтому все технические нововведения запрещались. Цеха стали тормозить технический прогресс.

Это был первый недостаток цехового устройства.
Второй недостаток - социальный. Мы отметили, что одна из задач цеха - защитить своих членов от конкуренции со стороны. Поэтому всякий человек, который хотел заниматься ремеслом, был должен обязательно вступить в цех. Но для этого он должен был сначала несколько лет работать учеником у одного из мастеров; затем отправлялся в путешествие по другим городам, чтобы познакомиться с Vсобенностями работы тамошних мастеров; затем еще несколько лет работал за плату подмастерем.

Только после этого его могли принять в мастера, но для этого он должен был: изготовить шедевр - отличное изделие, т.е. сдать экзамен на звание мастера, устроить пир членам цеха, предъявить определенную сумму денег, кото­рая считалась достаточной для организации своего дела.
Со временем препятствия на пути в мастера увеличивались: удлинялся срок ученичества, а сумма денег, необходимая для принятия в цех, становилась все больше. Появляются закрытые цеха, которые уже не принимают новых членов. Только после смерти мастера сын мог занять его место.

Появляются вечные подмастерья, которые уже не имели надежды стать мастерами. По сути дела, это просто рабочие, работающие за плату. И даже в своей борьбе против мастеров за повышение заработной платы они используют формы забастовок.

Принцип равенства в цехах отнюдь не распространяется на подмастерьев.
В отдельных случаях цеховое ремесло перерастало в капиталистическое производство. Например, во Флоренции в XIV в. членами цеха суконщиков были не ремесленники, а купцы, которые закупали шерсть и продавали сукно по всей Европе. В мастерской, которая принадлежала такому купцу-мастеру, работало несколько десятков наемных рабочих - чомпи, которые промывали и чесали шерсть. Очищенная шерсть поступала затем в руки прядильщиц, потом пряжа переходила к ткачам, а готовая ткань - к красильщикам.

Все они работали у себя по домам, получали плату от суконщиков и в состав цеха, как и чомпи, не входили. Так в XIV в. во Флоренции возникли одни из первых в Европе капиталистические мануфактуры. Но это могло быть только исключением, потому что здесь были нарушены все цеховые правила.
С ростом городов развивалась и торговля. Вначале ремесленники сами продавали свои изделия или работали на заказ. Но со временем начинается географическое разделение труда: по всей Европе расходились шерстяные ткани Флоренции, металлические изделия ремесленников Золингена и Нюрнберга. Но ведь не мог человек, когда ему требовалось сшить новое платье ехать за сукном во Флоренцию, а когда сломался нож, ехать за новым в Золинген.

Доставкой товаров к местам потребления теперь занимались купцы.
Но и для купца объезжать города Европы для закупки товаров было задачей непосильной, поэтому главной формой средневековой торговли были ярмарки, куда в точно определенное время собирались со своими товарами торговые люди из разных городов и стран. На ярмарке, таким образом, собирался полный ассортимент товаров с огромной территории. В этом случае приехавшему на ярмарку купцу уже не надо было ехать за сукном во Флоренцию или за железными изделия в Золинген.
Самыми крупными в Европе были Шампанские ярмарки. Ярмарки, как прежде церковь, служила местом убежища: здесь нельзя было даже преследовать человека за действия, совершенные вне ярмарки. В средние века на чужаков было принято смотреть как на вероятных врагов и относиться к ним соответственно.

Ярмарка, куда собирались люди из разных стран, и все здесь были друг другу чужими, приучала к мирному общению. Неслучайно слово торговать рассматривалось как антоним слова воевать.
Но торговля в средние века была опасным занятием. Пираты на море, разбойники на суше были явлением обычным. Существовало береговое право: если судно разбивалось у берегов, то спасенные товары считались законной добычей хозяев берега.


Но главное препятствие торговли заключалось в том, что при переходе границы каждого маленького государства с товаров бралась высокая пошлина, так что цена товара даже за короткий отрезок пути иногда возрастала в несколько раз. Это делало подчас невозможным сухопутную перевозку товаров.
Чтобы защитить свои интересы, купцы объединялись в гильдии. Гильдия строила в городах торговые дворы - фактории, обеспечивала безопасность приехавшим в город купцам. Фактория представляла огороженный высокой и крепкой стеной квартал или несколько кварталов, где были гостиницы, склады.

Для защиты от разбойников гильдия снаряжала торговые караваны с вооруженной охраной.
Была и еще одна трудность в торговле: в каждом маленьком государстве чеканилась своя монета, и разобраться в этих денежных системах было трудно. Кроме того, даже монеты одного государства не имели постоянной ценности: происходила так называемая порча монеты. Деньги чеканились примитивным способом - молотком, на котором было клеймо.

Они не имели форму правильного круга, и часто клеймо полностью на монете не умещалось. По весу одна монета от другой могла отличаться на 40%. В обращении вес монет уменьшался: люди обпиливали монеты, проходившие через руки, оставляя часть серебра себе.

И когда наступало время новой чеканки, новая монета приравнивалась по весу к тем обпиленным деньгам, которые уже были-в обращении. В результате, по выражению современника, тысячи монет можно было сдуть с ладони одним дыханием.
На помощь приходили менялы-банкиры, которые имели отделения в разных городах. Купец мог сдать банкиру деньги в одном городе, получить расписку-вексель, ехать в другой город без денег, чтобы не ограбили в пути, там по векселю обратно получить свои деньги. Но чаще купцы и не расплачивались при торговле металлической монетой, а по векселям в книгах банкиров суммы переписывались со страницы плательщика на страницу получателя.
Поскольку у банкиров таким образом скапливались довольно крупные суммы чужих денег, банкиры пускали их в рост. Ростовщические проценты были огромными, потому что банкир часто рисковал не получить обратно деньги. Чтобы гарантировать возвращение долга, ссуды давались под заклад имущества.

А поскольку к ростовщикам обращались и монархи, то в закладе оказывались короны, тиары, а император Фридрих II однажды заложил даже трон.
Крупным ростовщиком средневековья была католическая церковь. Ростовщичеством занимался и сам римский папа, и монастыри, и церковно-рьщарские ордена. Орден Тамплиеров, который давал кредит для крестовых походов, скопил к XIV, в. такие богатства, что это привело его к гибели: французский король решил эти богатства присвоить.
Поскольку в средние века сухопутной торговле препятствовали пошлины на частых границах, что делало невозможной перевозку товаров на далекое расстояние, товары предпочитали перевозить морем. Средневековая торговля - это преимущественно морская торговля. Было два морских торговых пути - северный и южный.
Северный путь проходил по морям, омывающим Европу с севера. Этим путем везли из Англии шерсть и железо, из Новгорода и Скандинавии -сельдь, пушнину, лен, пеньку, корабельный лес. Часть этих северных товаров затем направлялась по Рейну на юг Европы, к Средиземному морю. Рейн соединял южный и северный морские пути.

В обратном направлении по Рейну с юга везли сукно, вино, пряности, и потом северным путем эти товары развозились по странам севера Европы.
Торговля по северному пути была монополией Ганзы - торгово-политического союза городов Северной Германии. Ганзейцы не допускали здесь к морской торговле купцов, не входивших в состав их союза.
Поскольку ганзейцы торговали преимущественно товарами важного хозяйственного значения, а не предметами роскоши, то при высоких пошлинах торговать ими было почти невозможно. Поэтому Ганза добивается снижения, а в некоторых случаях и ликвидации пошлин в портовых городах севера. Если местный монарх отказывался снижать пошлины, ганзейцы начинали против него военные действия и силой добивались снижения пошлин: Ганза была сильнее мелких государств.
Южный торговый путь проходил по Средиземному морю и не только обеспечивал торговлю между странами юга Европы, но и связывал Европу со странами Востока. Из Индии, Китая и других восточных стран этим путем шли предметы роскоши - шелковые ткани, южные плоды, пряности. Особенно значительную роль в торговле играл перец. Европейским феодалам надоела пресная пища, и они усиленно сдабривали ее перцем. К тому же он имел некоторые консервирующие свойства - ведь холодильников тогда не было.

Перец подчас употребляли вместо денег, и перцем иногда выплачивали приданное невесты.
Из Европы на Восток вывозили полотняные и шерстяные ткани, железные изделия, но вывозили мало. Европейская торговля с Востоком имела пассивный баланс - ввозилось товаров больше, чем вывозилось. Разницу ввоза и вывоза приходилось компенсировать золотом, и поэтому по Средиземному морю на Восток постоянным потоком уплывало золото.

Интересные записи



Содержание раздела