Римская империя и периодизации ее существования.


  • лекция: История экономических учений Древнего Рима. Римская империя и периодизации ее существования. Прагматический подход римлян к экономической науке создание руководств по ведению хозяйства организации аграрного производства. Основные мыслители, которые рассматривали экономику: Катон, Цицерон, Гракхи.

  • лекция: История экономических учений Средневековья. Экономические тенденции Западной Европы в средневековье и их отражение к трудах христианских теологов. Единство юридической и экономической науки того периода времени на примере Э. Буало. Основные авторы: Августин и Фома Аквинский.

  • лекция: История экономических учений Нового времени. Главные экономичекие тенденции нового времени и их отражение в экономической науке. Возникновение общеэкономической науки, название ее политэкономией. Возникновение экономических школ и основные их формы.

  • лекция: Монетаризм и меркантилизм. Революция цен и проблемы денежного обращения. Денежные балансы стран и способы их обеспечения в разных странах. Торговые балансы и перерастание монетаризма в меркантилизм. Основные признаки меркантитизма. Его представители: Т. Мен, А. Мокретьен, Б. Кольбер. Посошков в России.

  • лекция: Физиократия. Специфика экономической мысли Франции. Законы развития экономики, примат производства. Отражение интересов производителей в ценах товаров. Формирование основных понятий стоимости, цены, издержек, капитала, национального дохода и т.п. Основные представители: П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Тюрго.

  • лекция: Классическая политэкономия. Роль Англии как ведущей страны мира в то время. Становление современного рынка, промышленный переворот, господство промышленного капитала. Основные представители - В. Петти и Адам Смит. Их главные идеи и их значение для экономического прогресса общества. Возникновение экономической статистики.

  • лекция: Экономическое учение Д. Рикардо. Первая попытка теоретического объяснения экономики. Единство метода и теории. Главные идеи Рикардо: предмет и метод экономической науки, трудовая стоимость, учение о распределении.

  • лекция: Экономическое учение Ж. Б. Сэй. Разработка экономического учения как идеологии государства. Полезность товара и её значение для экономики. Факторы и доходы. Закон Сэя.

  • лекция: Экономическое учение Т. Мальтуса, Д.С. Милля. Завершение промышленного переворота в Англии и проблемы народонаселения. Мальтус и мальтузианство. Теоретизация экономической науки Миллем. Единство производство, распределения, обмена и потребления.

  • лекция: Экономическое учение оппонентов классической политэкономии. Идеи Сисмонди, Сен-Симона, Фурье, Оуэна.

  • лекция: Экономическое учение Маркса. Идеологизация экономической науки в виду выхода на первый план идеологии. Разработка концепций экономического развития, гарантирующих трудящимся благосостояние. Философская методология экономической науки и ее роль в «Капитале» Маркса. Основные идеи «Капитала».

  • лекция: Историческая школа Германии. Уровни развития разных стран и необходимость отражения их интересов в экономической науке. Специфика Германии в ХIХ веке и защита ее интересов Германскими экономистами. Основные представители исторической школы Германии.

  • лекция: Современная западная мысль: маржинализм, неоклассика. Маржинальная революция в экономической науке в 1870-е годы. Значение предельных понятий при анализе экономике. Роль психологического фактора при рыночных сделках объективизм и субъективизм экономической жизни. Главные представители: Маршал, Менгер, Визер, Бем-Баверк, Кларк, Вальрас.

  • лекция: Современная западная мысль: кейнсианство, институционализм, монетаризм. Экономический кризис 1929 года и вклад экономической науки в его преодоление. Возникновение кейнсианства как главной экономической школы ХХ века. Институционализм как специфика экономической науки США. Возрождение монетаризма. Главные представители экономической науки ХХ века, Кейнс, Д. Робинсон, Чемберлен, Фридман и другие.

  • лекция: Российская политэкономия. Специфика развития экономической мысли в России. Основные этапы ее развития. Главные проблемы экономической науки в конце ХIХ и в ХХ веке. Проблемы развития капитализма в России. Советская экономическая наука. Современные тенденции в развитии экономических учений в России.



  • 3. Примерный перечень практических занятий

    1 семинар. Предмет и метод. Организация изучения курса.
    2 семинар. История экономической мысли Древнего Мира.
    3 семинар. История экономических учений Древней Греции.
    4 семинар. Книга Ксенофонта «Экономика»
    5 семинар. Тестовый контроль по изученному разделу, доклады.
    6 семинар. Доклады по проблемам экономической мысли нового времени.

    7 семинар. Обсуждение основных идей монетаризма и меркантилизма
    8 семинар. Проблемы физиоткратии.
    9 семинар. Классическая политэкономия.
    10 семинар. Рубежный тестовый контроль. Доклады.
    11 семинар. Идеи Сэя, Мальтуса, Милля.
    12 семинар. Социалисты-утописты.
    13 семинар. Экономические идеи «Капитала» Маркса
    14 семинар. Историческая школа Германии
    15 семинар. Маржинализм.
    16 семинар. Кейнсианство.
    17 семинар. Современные экономисты Запада
    18 семинар. Российская экономическая мысль

    4. Примерный перечень лабораторных занятий нет


    1. Курсовой проект (работа) - нет.




    1. Перечень тем для самостоятельной работы студентов:


    По всем темам даются соответствующие доклады и рефераты

    7. Информационно-методическое обеспечение дисциплины
    7.8. Перечень рекомендуемой литературы
    Павлов В.А. История Российской политической экономии. М.: Аспект-пресс, 1955
    Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994
    Аникин А.В. Юность науки. М.
    Ядгаров Я.С. История экономических учений М. 2000.

    7.9. перечень других методических материалов и пособий


    • словарь экономических категорий

    • Компьютерный сидиром с файлом Система управления базами данных для раздачи студентам, у которых имеется доступ к компьютеру

    • Учебное пособие лектора по курсу история экономических учений

    • Контрольные материалы для «диктантов» и бумажные тестовые программы для контроля



    Лектор Войтов А. Г. доцент кафедры политической экономии

    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры …………. № протокола


    Число, месяц, 2001 г.







    04.06.2002. История экономических учений 193601789

    На основе списка 2 укажите ответы на положения (вопросы) списка 1:

    Список 1


    1. Исторические границы развития меркантилизма в Западной Европе

    2. Учение, в котором в основе объяснения экономических явлений лежит принцип субъективного поведения людей

    3. Первый документ русской экономической мысли

    4. Лидер кембриджской школы маржиналистов

    5. Содержание общественно-необходимых затрат труда по Марксу

    6. Кто такой Шмоллер?

    7. Выдающийся немецкий экономист конца 18 начала 19 века

    8. Как назвал Аристотель искусство называть состояния?

    9. Автор теории предельной производительности

    10. Автор «Исследования о природе и причинах богатства народов»

    11. Когда был промышленный переворот в Англии?

    12. Годы жизни Маркса

    13. Автор первой книги об экономике

    14. Какой экономист является «отцом» кредита, основателем первого акционерного общества

    15. Кто такой Ф. Кенэ?

    16. Политику какого экономического направления проводил Петр 1

    17. Выдающийся английский экономист 20 века

    18. Какое экономическое учение пришло на смену монетаризму

    19. Чем определяется цена товаров по мнению маржиналистов-австрийцев

    20. Кто такой Ш. Фурье?



    Список 2


    1. Меркантилизм

    2. Дж. Кейнс

    3. А. Маршал

    4. Физиократия

    5. Предельной полезностью товаров

    6. Социалист-утопист

    7. Маржинализм

    8. Хрематистика

    9. Дж. Кларк

    10. Фома Аквинский

    11. 15 17 века

    12. 11 век

    13. Стоимость

    14. представитель исторической школы Германии

    15. Ф. Лист

    16. «Русская правда»

    17. 18-19 века

    18. 1818-1883

    19. А. Смит

    20. Монетарист

    21. 1820-1867

    22. Д. Рикардо

    23. Ксенофонт

    24. Дж. Ло

    25. Глава школы физиократов




    04.06.2002. История экономических учений 193602321

    На основе списка 2 укажите ответы на положения (вопросы) списка 1:

    Список 1


    1. Основа учения меркантилистов

    2. Какое экономическое учение пришло на смену физиократии

    3. Главные представители австрийской школы маржиналистов

    4. Главный труд Ф. Листа

    5. Выдающийся представитель экономической мысли Западной Европы в средние века

    6. Кто автор идеи «труд отец, а земля мать богатства»

    7. Автор теории сравнительных издержек

    8. Английский социалист-утопист

    9. Автор «Капитала»

    10. Современное течение экономической мысли, развитое в США

    11. Какое явление лежит в основе кризисов при капитализме, по мнению Сисмонди

    12. Министр финансов при дворе Людовика 14

    13. Кто дал название «политическая экономия»

    14. Основоположник теории анализа общественного воспроизводства, математического и графического методов его анализа

    15. Какая экономическая школа рассматривала политэкономию с этических позиций и увязывала ее с экономической ролью государства?

    16. Годы жизни Кейнса

    17. Основоположник учения о конкуренции, о цене как рыночном явлении, о свободе торговли

    18. Древнегреческие исследователи экономики

    19. Годы жизни А. Смита

    20. Когда началось новое время?



    Список 2


    1. 11 век

    2. 16 век

    3. 20 век

    4. Политика накопление денег, развития торговли

    5. Классическая школа

    6. Иституционализм

    7. Фома Аквинский

    8. Бем-Баверк, Менгер, Визер

    9. Аристотель, Платон, Ксенофонт

    10. А. Монкретьен

    11. К. Маркс

    12. В. Петти


    Интересные записи



    Содержание  Назад  Вперед