Лекция 16. Формирование основных направлений современной экономической мысли


Формирование основных направлений современной экономической мысли (часть 1)
Вопросы:
1. Возникновение неоклассического направления.
1.1. Австрийская школа. Теория предельной полезности.
1.2. Лозаннская школа.
1.3. Кембриджская школа.
1.4. Экономическое учение Дж. Б. Кларка.
2. Американский институционализм.
2.1. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.
2.2. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.
2.3. Конъюнктурно-статистический институционализм У. Митчелла.
3. Англо-Американская школа монополистической и несовершенной конкуренции.
3.1. Теория олигополии.
3.2. Теория уравновешивающих сил.


Возникновение неоклассического направления.
Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в., хотя старт ему был дан несколько раньше.
Приставка НЕО (новый) появилась в результате маржиналистской революции в экономической теории. Маржиналь в переводе с французского означает предельный (дополнительный, добавочный). Маржинализм характеризуется следующими положениями: 1) использованием предельных величин в анализе экономических процессов (предельная полезность и предельная производительность); 2) исследованием поверхностных форм экономической жизни, причем исходным выступает изучение человеческих потребностей; 3) сведением предмета экономической науки к изучению рационального распределения ограниченных ресурсов.
Возникновение маржинализма связано с работами математиков-экономистов. Они явились предшественниками математической школы в экономической науке. К ним относятся:
1. Антуан Курно (1801-1877) - французский математик, философ и экономист, профессор математики. В 1838 г. он опубликовал работу Исследование математических принципов теории богатства. Это была одна из первых попыток исследования экономических явлений с помощью математических методов.

Курно предложил первую в истории экономической науки модель максимизации прибыли монополистом, используя понятия предельного дохода и предельных издержек. По Курно, в условиях монополии максимизация прибыли возможна при равенстве предельного дохода издержкам производства.
2. Иоганн Генрих фон Тюнен (1783-1850) - немецкий юнкер (помещик), выпустивший книгу Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике (1826). В ней он положил начало теории размещения производительных сил и исследованию вопроса о предельной производительности.
3. Герман Генрих Госсен (1810-1858) - немецкий экономист, юрист по образованию, выпустивший работу под названием Развитие законов общественного обмена и вытекающих отсюда правил общественной торговли (1854), в которой важнейшие экономические процессы пытался объяснить с позиции идеи максимума полезности. Учение Госсена - это математическая разработка главных принципов теории предельной полезности, общих основ теории субъективной ценности. Он считал, что главным мотивом поведения человека является стремление к получению максимума полезности.

Поэтому основная задача науки - открыть правила увеличения общей суммы полезности или наслаждения. Решая эту задачу, Госсен сформулировал два тезиса (закона):
а) убывание полезности последующих единиц продукта в одном непрерывном акте потребления и убывание полезности первых единиц продукта при повторных актах потребления;
б) цены на товары и денежная сумма - главные факторы, ограничивающие потребление индивида. Наиболее рациональный вариант потребления устанавливается при достижении равенства между предельными полезностями, которые получаются с последних денежных единиц, израсходованных на покупку отдельных товаров.
Эти законы широко используются сегодня в экономической науке, особенно при объяснении явлений спроса, предложения и ценообразования.
Маржиналистская революция проходила в два этапа:
Первый этап - 70-е годы XIX в., когда на базе работ математиков-экономистов возникла математическая школа экономической науки. К ее представителям относятся:
1. Уильям Стенли Джевонс (1835-1882) - английский профессор логики, философии и политической экономии в Манчестере и Лондоне. Он является основателем математической школы в экономической науке, одним из основоположников теории предельной полезности. В 1871 г. вышла его основная работа Теория политической экономии.



Главную проблему экономической науки он видел в изучении потребления. Основным законом потребления Джевонс считал закон убывающей полезности. К сожалению, Джевонс не создал своей экономической школы.
2. Карл Менгер (1840-1921) - австриец, профессор Венского университета, основатель австрийской школы.
3. Леон Вальрас (1834-1910) - французский экономист, профессор Лозаннского университета в Швейцарии, основатель лозаннской школы.
Второй этап маржиналистской революции - 90-е годы XIX в. Этот этап связан с именами:
1. Альфреда Маршалла (1842-1924) - англичанина, профессора политэкономии Кембриджского университета, основателя кембриджской школы.
2. Джона Бейтса Кларка (1847-1938) - американского экономиста, профессора Колумбийского университета, лидера американского маржинализма.

Австрийская школа. Теория предельной полезности
Теоретики маржинализма, и в первую очередь австрийская школа, отходят от терминологии классической политической экономии. Категории стоимость и товар они заменили понятиями ценность и экономическое благо. Если теория трудовой стоимости сосредоточивает свое внимание на стоимости, то австрийская школа - на потребительной стоимости, полезности.

Далее, если у классической школы единственным источником стоимости является труд, то у маржиналистов в создании ценности блага принимают участие три равноправных фактора производства - труд, капитал и земля.
Центральным пунктом маржинализма является теория ценности благ или что то же самое - теория предельной полезности. В основе этой теории лежит полезность того или иного блага. Полезность - понятие сугубо индивидуальное.
Она находится в функциональной зависимости от количества (запаса) благ. С ростом запаса благ полезность их падает. Блага обладают ценностью лишь тогда, когда количество их меньше, чем потребность индивида.

Такое благо маржиналисты назвали экономическим. Вода - благо, но не везде она является экономическим благом.
Ценность вещи определяется величиной полезности последующей единицы из запаса. Последующая (добавочная) полезность была названа представителем австрийской школы Ф. Визером предельной полезностью.
Возникновение и развитие австрийской школы связано с трудами К. Менгера (1840-1921), Ф.Визера (1851-1926) и Е. Бем-Баверка (1851-1919). Основателем школы, как уже отмечалось, является К. Менгер.
В 1871 г. Менгер опубликовал книгу Основания политической экономии. Целью его исследования выступают человеческие потребности. Они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека.

Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов.
Основная работа Е. Бем-Баверка - Основы теории ценности хозяйственных благ (1886). Он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена.

Цена зависит от субъективных оценок ценности благ. Субъективная ценность производна от предельной полезности, т.е. полезности последнего блага в их запасе. Предельная полезность находится, в свою очередь, в зависимости от количества имеющихся благ и интенсивности их потребления индивидом.
Ф. Визер в 1914 г. опубликовал свою основную работу Теория общественного хозяйства. В ней он ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. В результате он выдвигает и обосновывает теорию вменения.

Согласно этой теории определенная часть ценности предметов потребления должна быть вменена (отнесена) на счет того или иного произвVдительного блага (труда, капитала, земли), которые участвуют в процессе производства.
В отличие от Менгера и Бем-Баверка Визер отстаивал вмешательство государства в экономику.
Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит также из теории предельной полезности, т.е. из определения ценности благ их полезностью.
Австрийская школа считается самой старой в неоклассическом направлении, но она сегодня не является центральной. Австрийцы слишком догматизировали свою теорию, оторвав ее от жизни.
Австрийцы, следуя примеру К. Маркса, применили принцип монизма, т.е. искали единое основание цены. Таким источником ценности у них является полезность.
Самое уязвимое место в учении этой школы - неувязка теории с хозяйственной практикой. Акцент на субъективные характеристики в исследовании затмил, отодвинул на задний план объективные процессы. Поэтому эту школу нередко называют субъективно-психологической.
Однако у этой школы есть и положительные моменты -это акцент на взаимосвязь потребительского спроса с ценой товара, развитие рыночных отношений в целом. Без изучения этих проблем невозможно решить проблемы ценообразования.

Интересные записи



Содержание раздела