Рынок одинаковых товаров.


Единственная предпосылка чистой конкуренции состоит в том, что никто не обладает никакой степенью такого контроля.
Чемберлин считает, что контроль над сбытом и ценами не обязательно должен быть связан с концентрацией производства и размерами предприятия. В этом видится слабая сторона его теории монополистической конкуренции.
Чемберлин указывает на два пути соединения монополии и конкуренции. Первый путь представлен рынком одинаковых товаров. Это соединение имеет место при наличии двух или небольшого числа продавцов - дуополия или олигополия. Второй путь - это рынок разнообразных товаров. В этом случае монополия связана с дифференциацией продукта, т. е. с контролем продавцов над специфическим видом или сортом товара.

По мысли Чемберлина, этот контроль осуществляют не только крупные, но и многочисленные мелкие продавцы при двух условиях: первое условие заключено в том, что товары данного вида, созданные разными производителями, отличаются качеством, цветом, стилем и др. Второе условие - это характер торгового учреждения, т. е. его месторасположение, репутация, условия продажи, вплоть до внешнего вида продавца. Указанные особенности, по Чемберлину, составляют объект действительной монополии.
Далее Чемберлин пишет: ... с дифференциацией возникает монополия и, если она распространяется дальше, элементы монополии становятся большими. Когда достигается определенный уровень дифференциации, каждый продавец становится монополистом на свой собственный продукт, но в то же время и субъектом конкуренции более или менее совершенных субститутов. Поскольку каждый является монополистом и одновременно конкурентом, мы можем говорить о нем как о конкурирующем монополисте, и с учетом особых свойств действующих здесь сил - о монополистической конкуренции.

В качестве примера Чемберлин приводит продавцов различных видов вин, сигарет, автомобилей.
Таким образом, Чемберлин связывает монополию с дифференциацией продукта, а конкуренцию - с наличием субститутов (заменителей) дифференцированных продуктов. Существо монополий сводится к контролю над дифференцированным продуктом, а конкуренция рассматривается как конкуренция субститутов. Сочетание монополии с конкуренцией обусловливается тем, что дифференциации продуктов сопутствует возникновение их субститутов, и поэтому вместо чистой монополии и чистой конкуренции выдвигается теория монополистической конкуренции.
По Чемберлину, конкуренция развивается в трех направлениях:
1) манипулирование ценой;
2) внесение качественных изменений в продукт;
3) внедрение рекламы.
Последние два направления получили название неценовой конкуренции.
Далее при помощи концепции монополистической конкуренции Чемберлин дает свое толкование ценообразованию. Из-за монополистической конкуренции, т. е. из-за монополизации рынка со стороны продавца происходит нарушение равновесной цены в сторону ее повышения. В результате покупатель платит более высокую цену, объем выпускаемой продукции снижается, возникают недогруженные производственные мощности, растет безработица. Однако у монополистической конкуренции есть и свои плюсы, проявляющиеся в улучшении качества продукции и обслуживании покупателей.

Отрицательные последствия монополистической конкуренции выступают как неизбежная плата за дифференцированное потребление.
Э. Чемберлин при всех недостатках своей концепции оказал на западную экономическую мысль заметное влияние. Его усилиями была создана новая модель цены для условий монополистической конкуренции, являющаяся существенным дополнением к экономическому учению А. Маршалла.
Д. Робинсон является автором теории несовершенной конкуренции. Она, как и Чемберлин, разработала свою теорию в рамках учения о ценах. Однако Робинсон в отличие от Чемберлина поставила иную проблему - дать анализ частичного равновесия фирмы, во-первых, при абсолютной монополии и, во-вторых, при несовершенной конкуренции.

Под последней она понимает случай конкурирующих монополистов.
По Робинсон, конкуренция является несовершенной, когда конкуренты-производители изготавливают различные товары и каждый имеет монополию на свой товар. Каждый производитель выступает монополистом. По Робинсон, покупателя интересует не только цена. Он может на первый план поставить качество продукции, местонахождение продавца, качество обслуживания, продажу в кредит и т. д.


Робинсон делает из этого следующий вывод: при несовершенной конкуренции продукции выпускается меньше, чем при совершенной. В результате происходит рост цен. Он является результатом:
а) сговора между фирмами, б) ограничения доступа в отрасль посторонних фирм.
Рост цен является источником монопольной прибыли. Она всегда превышает среднюю норму. Это приводит к нарушению законов рынка.

Для решения этой проблемы требуется вмешательство государства.
Отрицательными последствиями несовершенной конкуренции являются следующие: во-первых, порождается социальная несправедливость, во-вторых, снижается цена товара-труда. Робинсон вводит в научный оборот новый термин - монопсония. Псония в переводе с греческого означает закупка продовольствия.

Под монопсонией понимается тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара, ограничивающего свои закупки. Учением о монопсонии Дж. Робинсон объясняет феномен эксплуатации труда. (В скобках заметим, что постановка этой проблемы не свойственна буржуазным экономистам). Робинсон предполагает, что монопсонистом может выступить крупная фирма, покупающая труд неорганизованных работников, навязывая им свои условия сделки.

В этой ситуации реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда, что и означает эксплуатацию. Предотвратить такую ситуацию может, по Робинсон, законодательство о минимальной заработной плате и политика профсоюзов.
Определенное место в исследовании Дж. Робинсон отведено проблеме эластичности спроса и дискриминации в ценах в различных сегментах рынка в условиях несовершенной конкуренции. Ее теоретические разработки в этой области получили общее признание и включены в учебные курсы по экономической теории, а также в курс цены и конкуренция.

Теория олигополии
Термин олигополия состоит из двух греческих слов: олигос - немногий, незначительный и полео - продаю. Олигополия - это тип рыночной структуры отрасли хозяйства, при которой несколько крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт основной массы продукции.
Идея олигополии была выдвинута Э. Чемберлином. Затем разрабатывалась У. Феллнером и П. Самуэльсоном.
В отличие от монополистической конкуренции эта теория признает связь монополий с крупным производством. Самуэльсон считает олигополистическими рынки сталелитейной, алюминиевой, автомобильной и машиностроительной продукции.
По Самуэльсону, олигополия оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на общественное развитие.
К отрицательным сторонам олигополии относятся: ликвидация конкуренции и, следовательно, рост цен, недозагрузка производственных мощностей, чрезмерные затраты на рекламу, включаемые в цену товаров.
Положительным же является постоянное улу_шение качества продукции, учет интересов потребителей.
В целом же олигополистическая экономика, по мысли сторонников теории олигополии, является эффективной.

Теория уравновешивающих сил
Эта теория была сформулирована профессором Гарвардского университета Джоном Гэлбрейтом (род. в 1908 г.). В 1952 г. он выпустил книгу Американский капитализм. Теория уравновешивающей силы.
В основу этой теории положен анализ последствий от внедрения в сферу бизнеса крупных монополий. По Гэлбрейту, в современных условиях монополии породили своих оппонентов (противников), которых Гэлбрейт назвал уравновешивающими силами. Уравновешивающая сила -это некий новый механизм, способный обуздать монополистическую власть. Элементами этого механизма являются:


  1. монополия покупателей, противостоящая монополии продавцов;

  2. государство;

  3. различные объединения, в первую очередь крупные профсоюзы и объединения фермеров.


В заключение, теория несовершенной конкуренции оставила глубокий след в развитии современных представлений меновой концепции. Разработки теоретиков несовершенной конкуренции о ценообразовании сегодня продолжаются и углубляются.



Интересные записи



Содержание раздела