Технология ведения тренинга


Идея этой книги возникла в результате частых обращений ко мне за помощью начинающих тренеров, которые после прохождения методического тренинга провели по несколько групп самостоятельно. Были группы легкие, динамичные и были группы тяжелые. Иногда тренерам не удавались какие-то игры, иногда результат тренинга не оправдывал их ожиданий. По их словам, или в целом вся группа сопротивлялась и не хотела работать, или в группе попадалось несколько негативно настроенных участников. Ситуации, в общем, достаточно стандартные, но тренер не смог с ними справиться.

Некоторые даже говорили, что больше они тренинг вести не будут никогда.
В результате совместного обсуждения часто выяснялось, что тренер допускал какую-нибудь ошибку в начале тренинга, и это сразу сказывалось на групповой динамике, на отношении группы к тренеру. В данной книге я попытался осветить все важные аспекты работы тренера, отношение тренера к группе и к отдельным участникам, в том числе и правила поведения и отношения к так называемым трудным участникам, основные принципы и правила работы тренинговой группы.
Также опыт показал, что большинство ошибок начинающих тренеров являются чисто техническими. Например, тренер может просто перепутать роли в игре, дать неправильную инструкцию, неправильно провести обсуждение игры. В результате эффективность тренинга снижается. И часто тренер не понимает, в чем состоит его ошибка. Поэтому я решил подробно описать все игры, которые провожу в тренинге общения, с собственными примерами и комментариями.

Большинство игр, описанных в книге, я узнал на тренинге у Людмилы Георгиевны Почебут. Некоторые игры за последние 15 лет были изменены, модифицированы, другие остались в неизменном виде.
То же относится и к раздаточным материалам, которые традиционно получают участники тренинга. Одни попали ко мне на моем первом тренинге, другие накопились за последние 10-12 лет. Я решил также включить их в книгу, потому что для начинающего тренера они могут очень пригодиться.
Введение
Кроме этого, я решил в конце книги привести несколько программ тренинга, которые были разработаны участниками методических тренингов. Эти программы можно использовать как образцы при разработке собственных программ. В конце книги я оставил чистые листы для написания нескольких программ.

После проведения такого количества тренингов тренер сможет писать программы абсолютно легко, составляя их из разных блоков программ уже проведенных тренингов.
Большое значение для начинающего тренера имеют правильные установки, правильное отношение к тренингу. В этой книге я решил изложить свои взгляды на тренинг. Мне кажется, что они правильные.

Самое главное в них то, что эти установки позволяют тренеру не тратить свое здоровье, что является серьезной проблемой. Кроме того, что может наблюдаться эффект профессионального выгорания, когда после нескольких лет работы тренер испытывает сильное нежелание работать с группой, это может сказываться и на соматическом здоровье. И даже высокие гонорары не компенсируют потерю здоровья.

Я считаю, что эта проблема решается за счет правильных установок, правильного отношения к тренингу. Работать тренером, на мой взгляд, можно долго, с удовольствием и помногу, почти каждый день.
В этой книге также рассмотрен ряд вопросов, которые могут показаться мелкими и поэтому выпасть из поля зрения начинающего тренера при подготовке к тренингу; обычно их игнорирование может очень сильно повлиять на его результат. Они описаны во второй главе и, на мой взгляд, достойны внимания при подготовке к работе с группой.
Сама процедура тренинга, описанная в третьей и четвертой главах, является наиболее типичным вариантом тренинга общения. Замечу, что эти процедуры можно использовать на тренинге с любой тематикой, их основная задача создание условий для эффективной работы участников группы.
Приведенные здесь разминочные упражнения это небольшая часть всех разминок, которые мне нравятся самому. Конечно, начинающему тренеру необходимо пользоваться и другими разминками, например теми, которые очень хорошо изложены к книге под редакцией Н. Ю. Хрящевой "Психогимнастика в тренинге".


В результате вы держите в руках подробное учебное пособие (справочник) по проведению тренинга общения, на базе которого можно проводить и другие тренинги. Формат книги задуман как рабочая тетрадь, в которой можно также вести свои записи, писать собственные комментарии к уже проведенным играм, к раздаточным материалам, к программам. Таким образом, у вас всегда будут под рукой все матери-
Технология ведения тренинга
алы, которые могут оказаться полезными в процессе проведения реальной группы и, возможно, при выходе из какой-либо сложной ситуации.
В следующей книге я хочу изложить программы управленческого тренинга и тренинга продаж, которые также построены на принципах тренинга общения.
Все личные взгляды, оценки и суждения, которые вы прочтете в этой книге, не являются единственно правильными. Я считаю, что я прав. И в то же время понимаю, что есть другие точки зрения на тренинг, и они тоже имеют право на существование.
Книга выходит при поддержке Центра толерантности "Доверие" факультета психологии, СПбГУ.
Удачи в работе!
Глава 1
общие вопросы
1.1. ЧТО ТАКОЕ - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ?
В 1970-е гг. в ГДР под руководством М. Форверга был разработан метод, названный им социально-психологическим тренингом. С таким названием тренинг появился и у нас в стране.
Тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга. Когда были разработаны другие программы (тренинг уверенности в себе, тренинг переговоров, тренинг продаж, тренинг формирования команды, тренинг бесконфликтного поведения и другие), в основу этих программ лег социально-психологический тренинг.

Поэтому название СПТ часто используется и для обозначения других тренинговых программ, построенных на принципах СПТ.
Если обратиться к "Большому толковому психологическому словарю", составленному Артуром Ребером, мы увидим такое определение тренинга: "Тренинг вообще любая учебная программа или набор процедур, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт в виде организма, способного на некоторую определенную реакцию (реакции) или участие в некоторой сложной, требующей умений деятельности". Это очень широкое определение, которое охватывает любое обучение, в том числе и не только человека. Главная мысль этого определения заключается в том, что тренинг это тренировка, наработка навыков и умений.
Другое определение тренинга дал Ю. Н. Емельянов: "Тренинг это группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением" (1985, с. 89).
И. В. Бачков предлагает такое рабочее определение тренинга: "Совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития".
В "Психологическом словаре" (1990) социально-психологический тренинг (далее СПТ) определяется как "область практической психо-
Общие вопросы логии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении".
Это определение еще больше сужает область понятия тренинга, сводя его к тренингу общения. Очень часто название "социально-психологический тренинг" используется как синоним тренинга общения, тренинга делового общения, тренинга партнерского общения и т. д.
Использование слова "психологический" традиционно трактуется психологами таким образом, что тренером может быть только психолог, хотя в последнее время значительная часть тренеров не имеют психологического образования и не стремятся получить его. Я как психолог придерживаюсь мнения, что тренеру необходимо иметь психологическое образование, поскольку большинство механизмов тренинга взяты из психологии. Непонимание основ психологии часто приводит к ошибкам.
Ошибки тренера являются основной причиной неэффективности тренинга, хотя сам по себе тренинг самая эффективная технология по обучению конкретным навыкам и умениям. Ошибки тренера могут превратить тренинг в совершенно бесполезную трату времени и денег.
Самая главная ошибка тренера это непонимание механизмов групповой работы: в любой группе, и особенно в тренинговой, протекает несколько взаимосвязанных процессов. Наиболее важный процесс это тренировка, процесс овладения новыми навыками, обучение новым умениям. Этот процесс базируется на групповой динамике. За счет групповой динамики, сплоченности участников, обстановки безопасности и поддержки обучение проходит более эффективно.

Поэтому первоочередная задача тренера заключается в постоянном стимулировании динамики группы, иными словами, тренеру следует уделять много внимания созданию благоприятной обстановки в группе.
К сожалению, некоторые тренеры не уделяют групповой динамике достаточного внимания, не понимая ее механизмов, поэтому часто группы достигают меньших результатов, а иногда тренинги заканчиваются общей неудовлетворенностью.



Содержание раздела