Разработка и проведение программ обучения


  1. Примерно через 10 минут попросите пары участников образовать группы из четырех человек и повторить шаг 2.
  2. Теперь попросите четверки образовать одну большую группу и еще раз повторить шаг 2. На каждом этапе все вновь вносимые пункты должны быть одобрены большинством участников.

Примечание. Возможно, вы изберете несколько иной способ проведения упражнения, но непременно следует следовать принципу, по которому участники с индивидуальной позиции перемещаются на позицию членов все больших и больших групп, каждый раз объединяя свои списки, пока в итоге не останется одна группа и один список. Каждый этап не должен занимать более 10 минут.
5. Раздайте всем участникам копии подготовленной вами итоговой
информации, отведите время, чтобы они смогли ознакомиться с
ней и высказать свои комментарии.
Обсуждение. Знакомы ли участники тренинга с теми тинами социальных, политических и экономических тенденций, которые формируют ожидания, потребности и запросы работающего населения?
Какой список образовался в результате совместных усилий участников? Как он соотносится с вашим списком?
Заключение. После выполнения этого упражнения какие предложения могут высказать участники тренинга по поводу политики обучения в компаниях?
Раздаточный материал РЫНОК ТРУДА
Факты о рабочей силе
Эта информация касается рабочей силы в США. Она былH заимствована из труда Лондона и Вуэста (1992, р.11-14). Вы можете также привести результаты своего собственного исследования, используя нижеприведенное в качестве образца.
1. Рабочая сила стареет. В начале 1970-х годов на рынок труда пришли те, кто родился во времена бэби-бума: средний возраст работающих менялся от 40,5 лет в I960 году до 39 в 1970 года и 34,7 в 1980 году. Однако последние представители этого поколения пришли на рынок труда

в 1980-х, когда средний возраст начал подниматься: 35,2 лет в 1985 года с прогнозами 38,9 лет к 2000 году.

  1. Количество кандидатов, впервые поступающих на работу (в возрасте 15-18 лет), составляло необычно большую часть от потенциально работоспособного населения в 1970-х, но прогнозируется, что в будущем их число значительно уменьшится. К началу 2000 года наиболее значительная по составу группа работающих будет в стадии завершения своей карьеры (состарившиеся бэби-бумеры).
  2. Женщины становятся все более важной составляющей рынка рабочей силы (от 33,4 % в 1960 году до 42,5 % в 1980 году, прогнозируется 47,3 % к 2000 году); прогнозируется, что 62 % всех женщин в сравнении с 75 % всех мужчин в 2000 году будут иметь оплачиваемое место работы.
  3. На работу устраивается все большее число молодых женщин. В 1988 году 72,5 % замужних женщин, живущих с мужем и воспитывающих по крайней мере одного ребенка, имели работу вне дома.
  4. Увеличение числа женщин, занимающих руководящие посты. В1960 году только 14,9 % менеджеров были женщинами. Эта цифра поднялась до 37,9 % в 1987 году. Прогнозы показывают, что на рынке рабочей силы намечается тенденция к достижению равновесия между мужчинами и женщинами к началу XXI века, хотя это не обязательно распространится на размер оплаты их труда.
  5. Карьеры. В последние годы (за образец берется 1985 год) по сравнению с 19 % мужчин 36 % безработных женщин пытались вновь вернуться на рынок труда. Такие женщины находили себе работу на несколько недель раньше, чем мужчины.
  6. Семейная жизнь. Наблюдался некоторый отход от традиционного представления о семейной жизни в США (которое определялось тем, что муж работает, жена сидит дома, и у них двое детей). Сегодня это относится только к 4 % американских семей. К концу 1990-х годов в более чем половине семей работают оба супруга. Число детей в неполных семьях по сравнению с 1970 году удвоилось. В большинстве таких семей дети воспитываются только матерью, 66% из которых имеют работу вне дома.

На рынке рабочей силы увеличивается число бывших домохозяек, т. . разведенных или овдовевших женщин, которые пытаются найти оплачиваемую работу вне дома. Их количество возросло с 14,6 % в 1980 году до 15,8 % в 1989 году.
8. Этнические изменения в рабочей силе отражают изменение структуры об-
щества. Афроамериканцы составляли 10,5 % населения США в 1960 году по
сравнению с 12,1 % к 1985 году. Испаноязычное население увеличилось с


4,7 млн в 1980 году до 18,8 млн в 1987 году. Число американцев - выход-
цев из Азии между 1970-ми и 1980-ми годами увеличилось на 142 %.

9. Уровень образования представителей национальных меньшинств. Почти 30 % эмигрантов из Азии имеют высшее образование. Уровень образования среди афроамериканцев возрос с 6,9 лет обучения в 1950 году до 12,3 лет в 1985 году.

Число испаноязычных выпускников средних школ возросло на 38 % с 1975 по 1982 год (однако количество поступающих в вузы за этот же период сократилось на 16 %).
10. Безработица и неравенство при найме. Уровень безработицы среди афроамериканцев, коренных американцев и гавайцев хронически высок.

В 1987 году число афро-американцев на руководящих постах составило всего 5,6 % (по сравнению с 2 % в 1960 году).

37. Семинар по работе в команде Разминочное упражнение
Необходимое время. Около 1 часа.
Цель. Выявить ключевые факторы для создания объединяющей атмосферы и взаимоподдержки в группе.
Размер группы. Небольшие команды по 3-7 человек.
Условия проведения. Классная комната с отдельными столиками. Подготовьте для каждого участника по одной копии Руководства.

Для каждой команды выдайте большое количество листов бумаги форматом не менее А4, цветные ручки или карандаши, мелки или другие подходящие материалы для создания рекламной листовки.
Проведение

  1. Объясните, что участники должны определить ключевые факторы создания атмосферы взаимоподдержки в группе в процессе разработки рекламной листовки, представляющей информацию о семинаре по работе в команде.
  2. Сформируйте рабочие команды по 3-7 человек.
  3.  


  1. Выдайте каждой команде бумагу и другие материалы: ручки, карандаши и т. п.
  2. Выдайте каждой команде копию Руководства.
  3. Отведите примерно 20-30 минут, чтобы команды могли создать варианты своих листовок.
  4. Попросите одного человека из каждой команды представить созданную ими листовку. По возможности постарайтесь создать условия для* всеобщего обозрения всех предложенных вариантов.

Обсуждение. Каковы ключевые факторы, содействовавшие успеху каждой команды? Какой тип групповых действий предпочли команды в процессе работы?
Обозначились ли в командах неормальные лидеры? Если да, то каким был стиль их руководства? Авторитарным? Демократическим?

Либеральным?
Насколько сходства и различия в листовках отражают различные типы групповых действий создававших их команд?
Заключение. Порекомендуйте участникам ознакомиться с дополнительной литературой по руководству и работе в команде.
Раздаточный материал
СЕМИНАР ПО РАБОТЕ В КОМАНДЕ
Руководство по созданию рекламной листовки

  1. Кто является спонсором семинара? Пример: Институт Сиднея и Лондона по научному управлению (ИСЛНУ), 6660 Сингапур Драйв, Сингапур.
  2. Каково название семинара? Пример: Семинар ИСЛНУ по работе в команде.
  3. Место проведения семинара? Пример: Семинар ИСЛНУ по работе в команде состоится...
  4. Какой теме посвящен этот семинар? Пример: Семинар ИСЛНУ по работе в команде состоится... Основной темой семинара является влияние культурных факторов на деловые отношения между сиднейцами и лондонцами.
  5. Какова цель семинара? Пример: повысить взаимопонимание и уважение через межкультурное общение, образование и обучение.
  6.  


Часть II. Обучающие упражнения по управлению персоналом
6. Каково содержание семинара? Пример: на этом семинаре будут прово-
диться сравнения между австралийским и британским:
стилями коммуникации и руководства;
стратегиями коллективного ведения переговоров;
подходами к коллективному решению проблем;
процедурами принятия коллективных решений.
7. Получения каких знаний вправе ожидать участники семинара? Пример:
Семинар поможет вам:
приобрести и развить понимание межкультурных факторов при работе с людьми, с которыми у вас существует барьер общности языка;
выявить и свести к минимуму те факторы, которые приводят к диссонансу в работе команды из-за культурных и ценностных различий;
поддерживать рабочие отношения между австралийскими и британскими коллегами;
заложить основу для коллективной работы в глобальном масштабе и интернационализации.
8. Для кого проводится этот семинар? В семинаре могут принимать участие,
например:
менеджеры среднего звена и менеджеры по персоналу;
сотрудники компаний, желающие создать в своей организации гармоничные отношения между австралийцами и британцами;
любой работающий в филиале британской или австралийской компании;
любой участвующий в ведении бизнеса между Австралией и Великобританией.
9. Даты и время проведения семинара (если это нужно).

  1. Кто будет/будут проводить занятия (например, их квалификация и т. п.)?
  2. Стоимость участия в семинаре?
  3.  


38. А ну-ка, соберись!
Моделирующее упражнение
по проведению программы обучения
Необходимое время. Около 1 часа; дольше, если у вас большая группа.
Цель. Развить навыки гибкого нестандартного мышления для организации программ обучения, а также способности адаптировать программы обучения в условиях финансовых или иных ограничений.



Содержание раздела