Конверты с именами


Ему нужно собрать "чемодан" качеств. Оставшиеся участники группы решают, какие качества они ему положат в "чемодан" (по два каждому участнику: одно, которое ему помогает, другое мешает). Тренер, в свою очередь, следит за тем, чтобы не было каких-нибудь очень плохих качеств и мягко корректирует, предлагая более легкий альтернативный вариант. Тренер тоже может поучаствовать и выйти за дверь последним.

Этой игрой хорошо заканчивать тренинг. "Конверты с именами"
За день до окончания тренинга тренер кладет где-нибудь (на столе, на подоконнике и т. п.) конверты с именами участников. Каждый участник пишет пожелания остальным (обязательно каждому) и вкладывает в конверты. Тренер проверяет, чтобы количество пожеланий в конвертах совпадало с числом участников, потом запечатывает их и вручает тому, кому они адресованы.
"Атомы и молекулы"
Все встают в круг. Тренер дает инструкцию: "Стулья, стоящие по кругу, обозначают стенки емкости. Все участники внутри круга "атомы". А "атомы" все время двигаются, сталкиваются и объединяются в молекулы.

Двигаются "атомы" в зависимости от температуры. Низкая температура медленнее, а высокая быстрее. По моей команде вы начнете двигаться и сталкиваться, а когда я буду называть цифру, то объединяться в группы ("молекулы") с тем числом человек, которое я назову.

Затем разъединяетесь, опять двигаетесь и объединятесь".
с I. Разминки, или психогимнастики
Начинать объединять в группы можно с двух-трех человек, а закончить сбором всех в одну группу. Эта игра хорошо снимает агрессивность, например, после "Конференции".
" Бинокль "
Для данной игры потребуются веревка длиной 56 метров и бинокль. Веревка кладется на пол, но не в виде прямой линии, а как-нибудь извилисто. Задача каждого участника пройти по веревке, стараясь попадать на нее ногами, при этом смотря на нее в бинокль с той стороны, чтобы предметы уменьшались.
ля заметок
5.2. ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ЧАЩЕ ВСЕГО ЗАДАЮТ УЧАСТНИКИ МЕТОДИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Каким образом можно придерживаться четких временных рамок в ходе тренинга?
Абсолютно точно рассчитать время по минутам невозможно. Когда вы будете писать программу, старайтесь просто примерно рассчитать ее по времени. Так, например, любая ролевая игра обычно занимает час, максимум полтора. Больше полутора часов не имеет смысла затягивать - люди устанут.

Поэтому, если игра больше, то вы ее сокращаете, а если она меньше, вы ее растягиваете, или делаете две игры поменьше. Ведь всегда можно поговорить чуть дольше, комментарии сделать чуть более развернутыми и наоборот. Если игра снимается на видеокамеру, соответственно, надо учитывать, что время разбора и анализа увеличивается.

Если у вас остается время, можно спросить у участников, что они еще увидели в этой игре, а потом самому прокомментировать.
В действительности, время в тренинге варьируется очень легко. Но на всякий случай не нужно никогда обозначать четкие временные рамки перерывов и точное время окончания тренинга, лучше говорить о примерном времени окончания.
Часто бывает, что осталось двадцать минут до перерыва или до конца тренинга, а группа вдруг начинает обсуждение, причем по делу, и так минут 40-50. Если есть время, то немного задержаться с окончанием тренинга не страшно. Лучше немного переработать, чем недоработать.

Но режим дня (перерыв примерно каждые полтора часа) лучше выдерживать. Опыт показывает, что это оптимальный вариант режима работы группы.
Необходимо ли тренеру иметь часы с секундомером или какие-нибудь специальные часы?
Как угодно. В принципе, с секундомером иногда удобнее. Например, в какой-то игре я говорю, что задание нужно выполнить макси
5 2. Вопросы, которые чаще всего задают участники методического тренинга {p}
мально быстро, и демонстративно включаю секундомер. Во-первых, это делает игру более динамичной и активной. Во-вторых, пытаясь сделать задание быстрее, участники делают больше ошибок. А это материал для разбора игры.

В-третьих, это и момент обучения участники обращают внимание на время, а это значимый ресурс в любой деятельности, таким образом, косвенным путем участники обучаются планировать свою деятельность, более четко ориентируясь на время.


А еще есть таймеры со звонком, возможно ли использовать их?
С одной стороны да. Но, с другой стороны, бывает, что на задание дается 10 минут, а сделали за шесть. Или уже 10 минут прошло, но участники настолько увлеклись и говорят по делу, что прерывать их не надо. В отдельных случаях надо ориентироваться не на время, а на групповую дискуссию, степень активности и результат. Если это людям интересно, я им даю больше времени.

Скажем, "Катастрофу в Уральских горах" можно обсуждать минут 15, можно пять минут, а может и часа не хватить. Такое тоже возможно.
В принципе, даже когда я говорю, что на задание дается три минуты, то это не значит, что будет только три минуты, иногда получается шесть-семь минут. Например, кто-то нарисовал рисунок быстро, а большая часть группы еще рисует. Тогда я жду потому, что будет интереснее, когда в рисунках будет больше деталей и т. п.
Можно ли иногда тренеру, по запросу группы или по собственной инициативе, самому показать, как нужно правильно вести себя в какой-то ситуации, то есть показать правильное поведение?
Никогда ничего подобного делать не следует. Всегда есть риск допустить ошибку. И тогда, во-первых, авторитет тренера резко снизится.

А во-вторых, доказать что-либо группе уже будет невозможно, если даже тренер не смог сделать как надо.
Но даже если тренер сделает все хорошо, то это сделает тренер. А ведь не тренер тренируется на тренинговой группе, а группа. И зачем "тянуть на себя одеяло"?
Бывает, что тренеру самому хочется поиграть в веселые игры, такие, например, как "Мафия" или "Крокодил". Можно заиграться и уже играть как участник. А тренер должен вести группу и постоянно следить за ситуацией.
Конечно, бывают ситуации, когда участие тренера необходимо для группы. Например, во время работы в парах кто-нибудь говорит, что не может работать со своим партнером, так как слишком хорошо его знает. Тогда возможен вариант участия тренера. Или возникает необ
Полезные материалы для тренера ходимость проиграть экстремальный вариант сложного клиента. Часто сами участники не могут сыграть такого клиента. Тогда эту роль играет тренер.

Но только в том случае, если есть явная необходимость, и тренер решил, что для группы это самый хороший вариант, так как, на его взгляд, никто из участников группы не сможет сделать эту ситуацию серьезной.
Насколько тренер должен владеть всем тем, чему учит?
Тренер должен уметь учить. Уметь учить и уметь делать самому это разные вещи. Не нужно самому уметь тонуть, чтобы быть спасателем.

Надо уметь спасать.
Тренинг это всегда повод для развития тренера, как тренера. Тренер учится у группы тому, как ее вести. Не как быть участником, а как вести группу.

Это постоянно происходит, поскольку каждая группа это всегда что-то новое.
Можно ли тренеру пользоваться конспектами и вести записи на тренинге?
Допустимо абсолютно все. Многие тренеры так работают и, более того, считают, что это правильно. Хотя я считаю, что, пользуясь записями или записывая что-либо имена или какие-то высказывания, тренер теряет очки. По идее, тренер на группе должен набрать хотя бы три-четыре очка, а шансов для этого немного. Один из них попытаться работать, что называется "вчистую" без подсказок, шпаргалок, чего-то еще.

Конечно, у вас могут быть какие-то бумаги, которые, например, будут лежать на столе. И когда вы дадите группе задание, сами в это время можете что-то посмотреть или отметить в них. Но сидеть постоянно с листочками на группе лично мне не нравится. Во-первых, все видят, что память у тренера не очень хорошая. Во-вторых, группа может подумать: "А что он там, интересно, записывает?

Наверное, он про нас что-то пишет". Такая ситуация будет напрягать участников. Поэтому я считаю, что это лишнее.

И кроме того, работа без записей освобождает вас от каких-то заготовок, и вы больше ориентируетесь на ситуацию в группе и действительно становитесь более профессиональным.
Часто участникам тренинга хочется узнать, как их оценивает тренер: правильно или неправильно я сыграл в той или иной ситуации? Многие сразу просят дать обратную связь. Что должен отвечать тренер?
В зависимости от ситуации, но никогда не давать оценок. Бывает, что участник настолько хорошо сыграл какую-нибудь отрицательную роль, что группа в эмоциях начинает говорить ему что-то лишнее, не
J.2. Вопросы, которые чаще всего задают участники методического тренинга {p}
гативное. Тогда нужно человека защитить. Можно сказать, что если он так хорошо сыграл свою роль, это совершенно не значит, что он такой на самом деле. Можно привести в пример актеров.

А при обсуждении можно добавлять, что мы сейчас обсуждаем не конкретного человека, а ту роль, которую тренер попросил его сыграть. Можно сказать, что сыграй он хуже, обсуждение бы получилось не таким ярким.
Если вам кажется, что человека надо поддержать, то можно сказать: "Мы посмотрели, как это может быть сложно.



Содержание раздела