Организация внимания


Через 3-4 секунды, после того, как ваше внимание перешло на объект плавно уменьшаете интенсивность критической субмодальности до тех пор, пока внимание не скакнёт на другой объект, то есть текущий объект из фигуры становится фоном. Важно, чтобы объект, на который перейдёт внимание был следующим в выбранной вами очереди. Организация внимания: А. До этого мы работали с визуальным каналом. А как это будет в аудиальном канале? Принципиально – все то же самое.

Мозг определённым образом собирает из звуков что-то осмысленное. Было с вами такое – что-то тихо играет, вы вроде бы узнали, а потом оказывается что это было совсем другое? Это по поводу сборки.
А фигура/фон – вот такая вещь. Мы можем разговаривать с другим человеком даже когда шум вокруг чуть ли не громче его голоса. Например, в метро. Те, кто регулярно на метро ездят просто этот шум не замечают. Хотя он весьма приличен.

Но могут разговаривать друг с другом. Для того, чтобы услышать собеседника нужно сделать его голос фигурой, а всё остальное – фоном.

  • Я понимаю, что если о фоне в аудиальном канале говорить ещё можно, то о фигуре – несколько странно. Но хочется соблюсти единую терминологию, а не вводить что-нибудь ещё более наукоёмкое.

Размер фокуса. Теперь можно поиграться с размером фокуса внимания. Посмотрите на внутреннюю сторону своей ладони: внимательно рассмотрите и крупные линии, и если присмотритесь всегда можно увидеть совсем крошечные.

А теперь переверните ладонь и посмотрите на её тыльную сторону. Но сейчас надо видеть ладонь целиком, её всю.
Помните, как работает микроскоп – можно видеть кучу деталей, но на очень небольшой площади. Если вы хотите увидеть большую территорию – надо уменьшить увеличение. Но деталей будет видно меньше.

Наше восприятие работает точно так же (правда без увеличения): хочешь разглядеть детали, сужаешь область фокуса.
Можно видеть лес – можно видеть деревья. Но по одному.
При расширении фокуса первое внимание может распространиться, например, на всю видимую область. При сужении оно может быть очень маленькую площадь – вы пытаетесь разглядеть что находится на кончике иглы. Если говорить об аудиальном канале – то можно воспринимать разговор людей в комнате как общий шум, а можно прислушиваться к словам одного-единственного человека.
Контраст. Если размер фокуса объяснить просто, то разницу в интенсивности несколько сложнее. Тут уже нужно обращение к критической субмодальности внимания и её интенсивности. Между фигурой и фоном всегда будет некое различие в интенсивности (контраст).

Оно может быть достаточно небольшим, а может быть просто колоссальным. Когда мы концентрируемся на чём-то, мы увеличиваем интенсивность критической субмодальности фигуры. Например, яркость.

Или, громкость. Ясно, что внутреннюю.
Эта характеристика в электронике называется соотношение сигнал/шум. Чем это соотношение выше – тем прибор более высокого класса.

  • Что сильно сказывается на цене музыкальных центров.

Соотношение интенсивностей:



Реальное
Внутреннее

Получить это различие можно двумя способами: увеличивая интенсивность сигнала или уменьшая интенсивность шума. Или и то, и другое одновременно. Наиболее это показательно, когда мы прислушиваемся к голосу собеседника в шумном месте – например, в метро.

Мы можем его слушать и разговаривать – но попробуйте его записать на диктофон. С расстояния, на котором вы его слышите – ничего не разберёшь. Мы внутренне делаем его голос громче, предварительно собрав гештальт. Это пример усиления интенсивности критической субмодальности – в данном случае, громкости.

При этом многие могут практически не слышать шума метро. В этом случае ещё и уменьшается громкость фона. Ну, понятно, что чем соотношение сигнал/шум лучше, тем и слышно тоже вроде как лучше.
Но при уменьшении интенсивности фона мы можем попасть в другую ловушку – если там что-то произойдёт, мы это просто не заметим. Когда люди тщательно прислушиваются к чему-то, то их очень тяжело оттуда вытащить. А если прислушиваются не слишком тщательно – то могут пропустить нужную информацию.
Если вы концентрируетесь, то стараетесь создать максимальное различие между интенсивностью критической субмодальности фигуры и фона. Так приблизительно устроены навязчивости – у них очень высокое соотношение между областью навязчивости и фоном. Часто фона просто нет – человек внутри себя видит (или слышит) объект навязчивости – а он висит в пространстве безо всякого фона. Нет никакой беготни восприятия – оно сконцентрировано только на нём.

Выделять как фигуру больше нечего – просто потому что ничего другого в области внимания нет. И весь кэш забит информацией об объекте. А что происходит, если фигура сравняется по интенсивности с фоном?
Либо что-то другое станет фигурой. Как в картинке с лицами и вазой. Либо ваза становится фигурой, либо лица. Ещё один вариант – человек переходить в другой канал восприятия. Но это в том случае если общая интенсивность довольно низкая.

Потому что можно усиливать фон – и тогда в какой-то момент вы скорее всего расширите фокус внимания, либо уменьшать интенсивность (критической субмодальности) фигуры – когда ее интенсивность уменьшится до уровня фона – вы скакнёте в другой канал. Либо выделите что-то другое как фигуру.
Интенсивность и размер фокуса. Когда у нас рассеянное внимание – оно перебегает с объекта на объект, и различие в интенсивности между фигурой и фоном довольно небольшое. И общая интенсивность тоже низкая. Но если вы чего-то ищите, и не знаете где это лежит – ваше внимание тоже бегает с объекта на объект, но общая интенсивность (критической субмодальности) намного выше.

Вспомните, когда вы прислушиваетесь вечером где-нибудь в лесу. Довольно тихо снаружи, но идёт общее усиление фона. Помните фразу: - Так тихо, аж в ушах звенит. - Внутренняя громкость большая. При этом фокус внимания довольно широк. Точно так же в шуме метро можно настроиться как на голос одного человека, так и вообще на разговоры всех людей в вагоне.

Это – игра с размером фокуса.
Транс. Внимание – это фокус восприятия нашего мозга. Мы не можем воспринимать всё – есть предел количества информации, которая может попасть внутрь.

При чём можно говорить о двух областях – сознательной (первое внимание) и бессознательной (второе внимание).
Устройство внимания больше всего напоминает свет от фонарика – в центре яркое пятно, в котором всё видно хорошо и размытый слабый свет по бокам – в нём видно хуже, но зато площадь больше.
Правда такая организация характерна для нормального состояния. В принципе, возможно что останется практически только более яркое центральное пятно или наоборот – остаётся только большое более размытое пятно. И то, и другое характерно для транса.
Ещё одна вещь с фонариком – батарейки могут быть совсем новые, в среднем состоянии и садиться. При этом меняется только общая интенсивность света. Но при этом различие между центральной областью и боковым пятном становится больше.
С другой стороны внимание может быть обращено внутрь или наружу. В нормальном состоянии оно скачет туда – обратно. Если оно будет сконцентрировано только снаружи или только внутри – тоже будет транс.

Если снаружи это будет так называемый (Аптайм) UpTime, если внутри – (Даунтайм) DownTime.
Итого внимание может перемещаться в пространстве координат: маленький – широкий фокус, маленький – большой контраст, наружу – внутрь. При этом только центральная область – это область нормального состояния – всё остальное это различные виды транса.


Получается, что нормальное состояние – это когда задействованы разные способы восприятия, есть определённый баланс. Транс наступает, когда какой-то способ восприятия начинает превалировать.
Есть ещё пространство каналов. В нем будет приблизительно так – при узком фокусе – концентрация только на одном канале, при широком – возможен одновременный доступ сразу ко всем каналам (синестезия).
Управление. Так что все тренировки внимания и, соответственно, сознательного управления трансом, в определённой степени сводятся к управлению фокусом внимания. Так что можно просто прошкалировать переходы по всем трём осям и будем иметь довольно приличную картину способов восприятия. Она, по крайней мере, несколько шире, чем классическая линия Даунтайм – Нормальное состояние – Аптайм. Так что тренируйтесь.

Эффект довольно забавный.

Упражнения Шкалирование UpTime – DownTime. Этот вариант шкалирования принципиально ничем не отличается от шкалирования Адреналинового Барометра или Шкалировния Эмоции.
1. Шкала. Сначала нам нужна шкала. С одной стороны максимум состояния UpTime (+10), с другой стороны DownTime (-10), посередине – (0) Нормальное Состояние.
Шкалу эту нужно представить на полу. Так, чтобы по ней можно было походить туда-сюда. Удобнее всего получается 3-5 метров.

  • Здесь плюс и минус не означает хорошо или плохо – просто так удобнее обозначать разницу в состояниях, иначе придётся всё время определять: 6 баллов аптайм. Это просто не очень удобно. Если вам нравится – можно сделать UpTime минусом, а DownTime – плюсом.

2. Состояние в крайних точках.




Содержание  Назад  Вперед