Плавный переход


Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь. Но должен быть действительно максимум состояния.
UpTime – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Нет никакого внутреннего диалога или галлюцинаций – всё снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.
DownTime – вы максимально внутри. Вы сосредоточены на внутреннем процессе: вспоминаете, придумываете, рассчитываете. Практически ничего не попадает снаружи – ваше внимание полностью внутри.

Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.
Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно. Ну, прямо как сейчас.
3. Плавный переход.


Теперь нам нужно, как говорят физики, откалибровать шкалу. Нужно сделать так, чтобы было не два пиковых состояния, а плавный переход между ними. Плавный!
Для этого пройдитесь несколько раз по шкале туда-обратно. Состояние должно расти пропорционально цифиркам на шкале. И плавно. Чтобы, если рисовать график, получилась прямая. Короче, походите туда-обратно.

Раза два-три обычно бывает вполне достаточно.
4. Шкала работает. А теперь самое интересное – вы по шкале ходите, усилий не прилагаете, а состояние меняется. Само! Проверьте.

Походите и убедитесь. Никакого мошенничество, просто свойство человеческой психики[1].
5. Шкала двигается сама. Но на этом облегчение жизни не заканчивается. Есть ещё резервы. По шкале можно не ходить – можно представить, что она двигается сама.

Мысленно, конечно. Вы стоите, а она двигается. И состояние соответственно меняется. Получилось?

Теперь можно шкалу установить так, чтобы было поудобней. Можно поднять с пола и пропустить через грудь. Или пусть она перед вами ходит.

В конце концов можно её и круговой сделать, со стрелкой. Или ещё какой – на что фантазии хватит. Лишь бы работала.
Проверьте, что работает. Если переборщили – размотайте и придумайте другой дизайн.
6. Тренировка. Естественно, нужно потренироваться в использовании такой замечательной штуки. Опробуйте переход в ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д. Переходов десять – пятнадцать.

Старайтесь с каждым разом переходить как можно быстрее. И если в начале стоит делать небольшие шаги, балла по два-три, к концу тренировки стоит делать разброс баллов в пятнадцать- двадцать.
Ну, вам понравилось? Отлично!
Рекомендации. В принципе, это упражнение можно делать полностью внутри – мысленно определяется нулевое и максимальные значение, потом внутренне человек меняет состояние, сопоставляя его со значениями шкалы. Хотя, по опыту, выравнивать состояние ходя по полу проще, чем мысленно внутри.
Так же можно немного по другому сделать только четвёртый и пятый шаг. После того, как человек сделал плавное распределение состояния, можно не предлагать ему явную визуальную метафору, а предложить найти метафору самому.
- А теперь представь, что у тебя внутри есть регулятор, который ты можешь выставлять на нужное значения уровня адреналина. Проверь, как он работает…
Этот способ бывает более удобен тем, у кого возникают трудности с визуализацией. Если метафорически тоже не получается, можно предложить отметить изменение внутренних ощущений и связать эти ощущения с числовыми значениями.
По шагам кратко. 1. Шкала. Представьте на полу шкалу от -10 до +10 длиной 3-5 метров.
2. Состояние в крайних точках. Теперь нам нужны состояния в крайних точках. Вы встаёте в крайнюю точку и максимально погружаетесь в состояние: вспоминаете или вызываете прямо здесь.
+10 UpTime – это состояние транса, при котором ваше внимание находится максимально снаружи. Примеры состояния: настороженное внимание, когда вы пытаетесь услышать что-то важное, просмотр очень интересного фильма, компьютерная игра.
-10 DownTime – вы полностью внутри. Примеры состояния: сон, расчёты в уме, придумывание, вспоминание ситуации, концентрация на внутренних ощущениях.

0 Нормальное Состояние – ваше внимание скачет изнутри наружу и обратно.
3. Плавный переход. Пройдитесь по шкале два-четыре раза, достигая плавного перехода состояния от -10 до +10.
4. Шкала работает. Проверьте: если вы двигаетесь по шкале, состояние тоже меняется.
5. Шкала двигается сама. Теперь можно не ходить по шкале, а представлять, что она двигается сама – и меняется ваше состояние.
6. Диктант. Пройдите через ряд состояний, например: +2, +4, -3, -5, +3, 0, +10, -1, -10 и т.д.
Шкалирование: Широкий – Узкий фокус внимания. Аналогично предыдущему, только заменяется то, с чем вы работаете. Поэтому я пропишу только второй шаг – вызов состояния.

  • Соответственно – широкий фокус можно обозначить плюсом, узкий – минусом.

(+10) Широкий фокус: лучше, когда есть перспектива. Вы немного расфокусируете зрение и пытаетесь держать в фокусе внимания всё, что вы видите перед собой. Или для аудиального канала: когда есть группа разговаривающих людей, и вы просто слышите создаваемый ею шум.

В кинестетике – вы воспринимаете тело целиком, как единое целое.
(-10) Узкий фокус: вы выбираете какой-то маленький объект и полностью концентрируетесь на нём. Чем меньше (по площади восприятия, тем лучше). Это может быть угол окна в доме напротив или пятнышко на потолке; голос одного человека в группе или только один инструмент в симфонической музыке; ощущение кончика указательного пальца правой руки или середины ладони левой руки.
(0) Нормальное состояние: средний размер фокуса. Большая часть воспринимается вторым вниманием, но определённая, заметная часть – первым, сознательным вниманием.
Это немного связано с парой: восприятием целого – восприятием части. Но несколько шире. Здесь важно именно размер соотношений – в случае Большого Фокуса первое внимание занимает практически всю территорию: если вы слушаете музыку, кроме нёё воспринимается и шум на улице и мяукание кота.

Кроме дома напротив вы держите в фокусе и дома за ним, и деревья, и людей на улице – вы видите город. В случае Маленького Фокуса вы выбираете что-то очень маленькое по отношению ко всему остальному, что вы воспринимаете в данном канале: кончик пальца, пятнышко на потолке, шорох в углу комнаты.
Шкалирование Контраста. (-10) Небольшой Контраст: рассеянное внимание. То, что вы наблюдаете неважно и не привлекает внимания. Оно рассеянно перебегает с книги на стол, со стола на стул, со стула на диван, с дивана на потолок.

Вы воспринимаете, объект выделен, но соотношение между интенсивностью фона и интенсивностью объекта очень небольшое.

  • Напоминает некоторые варианты медитаций, при которых нужно успокоить ум.

(+10) Большой Контраст: очень концентрированное внимание, практически навязчивость. Вы полностью настраиваетесь на какой-то объект (независимо от размера), он захватывает полностью ваше внимание, фон практически исчезает. Внимание не скачет, а полностью сконцентрировано на объекте.

Например, когда вы смотрите очень интересный фильм или напряжённо смотрите на секундомер, ожидая времени для старта. Когда вы напряжённо прислушиваетесь к чему-то голосу.

  • Ближе к медитациям, в которых идёт концентрация на определённом объекте.

(0) Нормальное состояние: внимание не слишком концентрировано, но при этом и не рассеянно. Есть что-то важное и интересное, но идут отвлечения и на другие объекты.
Тренировка. Плавные переходы. Тренируйте плавные переходы, для каждой из осей, например от Широкого Фокуса к Узкому: воспринимаете город за окном – дом напротив – балкон – окно – форточка – ручка форточки… Потом в обратную сторону.
По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.
Быстрый переход. Максимально быстро переходите из одного крайнего положения в другое, например для Контраста: рассеянно слышу звуки вокруг – напряжённо прислушиваюсь к голосу за окном.
По 5-7 раз полный цикл для каждой оси.
Пространство Фокуса Восприятия. Потренируем переходы с управлением фокусом внимания. Тут ещё и каналы добавляются…
Упражнение состоит в том, что вы меняете по очереди одну координату фокуса внимания, стараясь каждый раз выставить её по этой координате на максимум (+10 или –10).
Если идти только по крайним точкам, то мы получим кучу вариантов внимания: от полного минуса (Внешнее – Узкий Фокус – Маленький Контраст) до полного плюса (Внутреннее – Широкий Фокус – Большой Контраст). При желании можете посчитать количество вариантов (должно получиться восемь). Плюс три канала…

  • Для кинестетики внутри и снаружи – не совсем корректно. Но пусть внутри – это воспоминания об ощущениях и внутренние переживания. Тогда внешнее – это будет ощущения кожи.
  • Я не буду очень подробно прописывать – занятие крайне утомительное, покажу общий принцип. Составляете таблицу координат фокуса внимания:
Внутри/
Снаружи
Ширина Контраст Канал Точка внимания
-10
-10
+10
В
сконцентрируйтесь на пятне на потолке
-10
+10
+10
В
с интересом рассматривайте всю комнату, как единое целое
+10
+10
+10
В
закройте глаза, представьте себе комнату целиком ярко и максимально резко
+10
+10
-10
В
сделайте образ комнаты серым, размытым, удалите его
+10
-10
-10
В
обратите рассеянное внимание на элементы мебели в образе комнаты, оно может рассеянно перебегать с одного на другое
-10
-10
-10
А
переместите рассеянное внимание на звуки вокруг, рассеянно перебирая их
-10
+10
-10
А
рассеянно слушайте всё звуки вокруг
-10
+10
+10
А
напряжёно вслушивайтесь во все звуки вокруг
+10
+10
+10
К
переместите напряжённое внимание на ощущение всего тела целиком
+10
-10
+10
К
сконцентрируйте напряжённое внимание на кончике указательного пальца
+10
-10
-10
К
рассеянно перемещайте внимание по маленьким участкам собственного тела
+10
+10
-10
К
рассеянно воспринимайте всё тело, как единое целое

Удержание внимания. Выбрали точку в осях координат и удерживайте этот тип восприятия заданное время. Начинать лучше с 3-5 минут.

Стараться довести до 20-30 минут (обычно, если можешь удержать полчаса, то можешь удержать нужный способ восприятия сколько нужно).
Точка не обязательно крайняя – это скорее всего глубокий транс, выберите что-то попроще: +3, 4, 2.
Не менее 30 минут в день.
[1] Это так работают пространственные якоря.



Содержание  Назад  Вперед