Счастье - вещь тяжелая


Что касается физического роста, то здесь очевидно, что человек должен дорасти до самого себя. Уменя, например, рост 172 см. Мне с этим ростом очень удобно. Если бы ясмотрел на тех, у кого 190 см и старался бы быть как они, то мне было бы очень тяжело. Мне пришлось бы стоять на цыпочках или ходить на ходулях.

Еще хуже было бы, если бы я подражал тем, кто ниже меня. Я вырос бы горбатым или мне пришлось бы все время сидеть на корточках, что еще хуже, чем стоять на цыпочках. Вплане духовного роста действуют те же правила.

И если человек не дорастет до самого себя, то формируется духовный горб, которым всех задеваешь или тебя задевают. Поэтому легче всего быть самим собой: а если этого еще не произошло, то стать самим собой. Если же говорить короче, то следует избавиться от первородного греха. Человеку не дано знать, что такое хорошо, а что таксе плохо.

Это может знать только Бог. Нам, скромным людям, лучше говорить, что нас устраивает, а что - нет Итак: есть единственная причина для огорчения - остановка вличностном росте.
22. Есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные - страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке.
Страх делает человека духовным мертвецом. Сенека говорил, что вещами можно спокойно обладать, если не боишься в любой момент их потерять. От себя могу добавить, если ты что-то боишься потерять, то ты это уже потерял.

Я боюсь потерять хрустальную вазу, прячу ее вшкаф, не пользуюсь ею и тем самым теряю ее. Тот, кто боится потерять жизнь, тот уже мертв. У некоторых моих пациентов навязчивый страх смерти.

Я их успокаиваю примерно так: Не бойтесь умереть. Как личность вы уже мертвы. Давайте будем воскресать.

Умным помогает сразу. Они тут же начинают правильно пользоваться жизнью и начинают идти в гору А когда идешь в гору, некогда думать о смерти. Думаешь, как бы подняться на вершину.

Кстати, когда идешь в гору, добиваешься своей цели, меньше думаешь, как ты выглядишь.
Зависть убивает человека, потому что он перестает жить своей жизнью, т.е. теряет самого себя, и начинает жить жизнью того, кому завидует. Не завидуют те, кто занимается своим личностным ростом ибольше следит за своими делами, чем за делами других. При таком подходе обязательно будут успехи и будут основания для радости. Ведь если вы будете чем-то заниматься систематически и методично, не может же быть такого, чтобы со временем вы не стали делать это дело лучше!

Но зависть можно и использовать: узнать, какую способность мы не развили. Зависть может правильно организовать вашу деятельность. Просто нужно добиться того, что имеет человек, которому вы завидуете. Неудачи не будет.

Раз вы завидуете, то, следовательно, у вас есть способности, которые смогут привести к желаемому Яне завидую певцам. У меня нет слуха и голоса, и нет желания стать певцом. А вот математикам я завидовал.

Но зависть сразу же прошла, когда освоил высшую математику.
Чувство вины возникает у тех, кто мнит себя Богом или живет по чужим правилам. Виноватым может быть только Бог. Он все знает, он все может предвидеть. Поэтому необходимо избавиться от неосознаваемой мысли, что ты - Бог, и жить по правилам, которые сам выработал на основании собственного опыта. Уздорового человека при неудачах возникает только чувство досады.

Тогда начинаешь думать, искать свои ошибки и усовершенствовать правила, по которым живешь.
Если моя книга вам не понравится, вы меня будете критиковать, делать замечания - мне будет досадно, но чувства вины яиспытывать не буду - я ведь не Бог! Просто еще раз переделаю эту книгу.
Итак: есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные - страх, зависть и чувство вины. И все они всамом человеке.
23. Счастье - вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случав оно с него скатится, в худшем - раздавит.
Дорогие читатели! Представьте себе, что все то, о чем вы мечтаете, свалилось с неба к вашим ногам или на вас! Выдержите ли вы исможете ли унести? Этот вопрос я задаю студентам.

Там я его конкретизирую и предлагаю им представить такую ситуацию: Вы мечтаете стать заведующим кафедрой, клиникой, ректором университета или министром здравоохранения. Вам вдруг предложили эту должность. Ясно, что это предложение вы принять не можете. И счастье с вас соскользнет. Копите силы.



Станьте сильными.
Счастья в жизни много, но часто не хватает сил, чтобы его вынести. Ученые утверждают, что все счастье и все несчастья находятся в самом человеке. Отсюда вывод; обстоятельства могут быть благоприятными только для счастливого человека.

Те же обстоятельства несчастного человека сделают еще несчастнее. Станьте счастливым, и счастье вас найдет!
Как это сделать? - Дорасти до самого себя! Подробности в книге Если хочешь быть счастливым.
Итак: счастье - вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае оно с него скатится, в худшем - раздавит.
24. Способность любить и хорошо переносить одиночество - показатель духовной зрелости. Все самое лучшее мы делаем, когда находимся водиночестве.
25. Духовно пустой человек плохо переносит одиночество и общается, чтобы брать.
26. Духовно зрелый человек хорошо переносит одиночество и общается для того, чтобы отдать.
27. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе. Он идет в общество и думает, что другим он не будет противен.

Глубокое заблуждение!
28. Одиночество для человека, как вода для кита, аобщение - как кислород. И если от одиночества нельзя избавиться, то его следует использовать.
Афоризмы 24-28 могут вызвать несогласие у тех, кто плохо переносит одиночество. Лучше, если они вызовут легкую грусть по поводу собственной пустоты и сильное желание заполнить ее интенсивной работой над собой. Ведь все ценное, что есть в нас для нас и для других, наработано нами тогда, когда мы находились в одиночестве. Если одиночество правильно использовано, то целью общения становиться не только ВЗЯТЬ, но и ДАТЬ.

Тот, кто мучается от одиночества, как правило, не имеет ничего, чтобы мог дать. Тех, кому нравится моя книга, я хочу спросить: Как вы думаете, когда я ее писал, сколько людей было вокруг меня?
29. Ставь только самые высокие, большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только
один путь, а к большой цели - много путей.
Вся беда невротичных натур заключается в том, что они ставят цели или слишком маленькие или нереальные. Когда цель маленькая, то ее мешают выполнить обстоятельства, а когда нереальные - то сам Господь Бог. Небольшой пример. Выпускница школы мечтала стать модельером верхней женской одежды, но мать настаивала на том, чтобы она поступила в мединститут, иначе отказывалась финансировать ее учебу.

В семье назревал скандал. В процессе психологического тренинга мы предложили мечтать о том, чтобы стать хозяйкой салона типа Моден Бурда. Тогда поступление в мединститут становилось желательным, ибо для того, чтобы осуществить эту мечту, необходимо знать анатомию. Она решила, что во время учебы сможет заниматься моделированием, обшивая однокурсниц.

Занятия психологией общения оказались ей тоже необходимыми для того, чтобы управлять людьми, интенсифицировала она и свои занятия английским языком. Под моим руководством она выполнила две научные работы по психологии управления, а желание стать модельером верхней одежды у нее пропало. К моменту выхода первого издания этой книги она уже поступила в медицинский университет, и я писал: Не знаю, станет ли она врачом-психотерапевтом, но в том, что ее судьба сложится счастливо, не сомневаюсь.

Сейчас я рад, что мои предсказания сбылись. Во время учебы она активно занималась научной работой. Когда училась на втором курсе, ее доклад был принят на международный съезд психотерапевтов. Она все время подрабатывала, используя знания психологии, которые приобрела, учась еще в школе.

На 4-м курсе вышла замуж за такого же активного молодого человека. Унее уже растет сын. Она увлеклась психосоматической проблемой ипрактически подготовила диссертацию, работая в кружках на кафедрах терапии и хирургии.

Сейчас она уже окончила медицинский институт иординатуру.
Ученым я советую стремиться получить Нобелевскую премию, бизнесменам - стать самыми крупными предпринимателями в своей отрасли, спортсменам - стать чемпионами мира, политическим деятелям - президентами, ит.п. И не беда, если вы не достигните этой цели. Вы приобретете так много навыков, что все равно из вас получится что-то хорошее. Я пытаюсь получить Нобелевскую премию. Пока ее не получил.

Да и не получу, но двадцать книг уже опубликовал. Тоже неплохо!
К нереальным целям относятся желание перевоспитать другого человека, никогда не ошибаться, всегда и во все времена пользоваться успехом, всегда всем нравиться, всегда быть на высоте, ит.п.
Итак: ставьте только самые высокие, большие, но реальные цели.
30. Намечай великое, но довольствуйся и малым.
Афоризм навеян мыслями психотерапевта И.М.Литвака, который считает, что у человека должно быть две программы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реальная жизнь будет очень тяжелой, ион просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено программой-максимум.



Содержание раздела