Метод "сосредоточенность на решении"


Уилл Боуэн, пастор из Канзас-Сити, предложил новый способ борьбы с синдромом жалобы. Он раздал своим прихожанам пурпурные браслеты и попросил их участвовать в эксперименте. Каждый раз, когда они ловили себя на том, что жалуются, они должны были надеть браслет на другую руку.

Их задачей было не снимать браслет в течение двадцати одного дня. Этот способ быстро стал популярным, и теперь миллионы людей по всей планете носят пурпурные браслеты как символ попытки Уилла создать мир без жалоб.
Ариэль начала меняться, когда перестала думать о себе как о жертве и начала искать решение проблемы. Каждый может изменить себя, используя действенный метод "Сосредоточенность на решении", разработанный Марком Маккергоу, блестящим физиком, ставшим корпоративным консультантом. Я сама с большим успехом использовала его метод и в личной жизни, и в профессиональных целях.
Я помню, однажды мы с Сержио начали очень беспокоиться за наши отношения и решили проверить их (вот одно из преимуществ жизни с психотерапевтом: он хочет говорить об отношениях!). Это было как раз после того, как мы прослушали курс Марка Маккергоу. Поэтому для решения проблемы мы решили использовать только что полученные знания и навыки.
Первый шаг в программе "Сосредоточенность на решении" заключается в том, что надо оценить ваше отношение к ситуации по шкале от 1 до 10 баллов, причем оценка 10 означает "Я полностью доволен". Сержио решил поработать со мной. Он спросил: "Насколько ты сейчас удовлетворена нашими отношениями?" Это был не очень удачный день, поэтому я ответила: "Хм, где-то на 6 баллов ".
Следующий шаг заключается в том, что действительно отличает этот способ от других и демонстрирует всю гениальность Марка. Если бы мы с Сержио не прошли курс "Сосредоточенность на решении", наверняка бы провели следующие три дня в разговорах о том, почему наши отношения не дотягивают до 10 баллов. Мы бы сосредоточились на причинах нашего недовольства и вещах, которые надо изменить.
Вместо этого Сержио воскликнул: "Ух ты! Целых 6 баллов! (Сержио временами бывает ужасно позитивным.) Что мы сделали, чтобы достичь 6 баллов, а не остаться с 1?"
"Ну, сказала я после раздумий, у нас 6 баллов, потому что нам хорошо вместе, потому что мы любим друг друга и доверяем друг другу, каждый день мы вместе упражняемся в Признательности (более подробно мы поговорим об этом в главе 9) и ценим друг друга. Нам нравится совершать велопробеги вместе и ходить на прогулки". Дальше я перечислила все, что укрепляло наши отношения.

Сержио соглашался и добавлял собственные соображения, например сказал, что мы честны друг с другом, находим время друг для друга и у нас одни и те же ценности в жизни.
В тот день мы решили пойти на прогулку. Мы смеялись, и нам было весело. Мы слушали друг друга, и к моменту, когда мы вернулись домой, наши отношения поднялись до отметки 11 баллов!
"Сосредоточенность на решении" позволяет вам сфокусировать свое внимание на позитивных сторонах жизни, поэтому вы можете не расходовать энергию на жалобы, а начать созидать счастье. Вот простые шаги, которые помогут вам использовать метод "Сосредоточенность на решении" в вашей жизни.
Упражнение
Метод "Сосредоточенность на решении"
Напишите ответы на следующие вопросы на отдельном листке бумаги:
1. Подумайте о какой-нибудь ситуации, на которую вы жаловались. Оцените ее по шкале от 1 до 10 баллов, где оценка 1 означает "Я ужасно недоволен ситуацией", а 10 "Я очень доволен".
(Если вы поставили 1, то сразу переходите к третьему вопросу.)
2. Отлично, вы не поставили 1. Опишите все ваши действия (перечислите как можно больше вещей), которые побудили оценить уровень вашей удовлетворенности в соответствии с поставленными баллами, а не ниже.
3. Какими будут самые ничтожные признаки того, что ваш уровень удовлетворенности вырос на один пункт? Подумайте и опишите как можно больше признаков.
4. Какими, в свете всего вышенаписанного, будут самые первые маленькие шаги, которые вы предпримете, чтобы повысить свой уровень удовлетворенности ситуацией?
5. Начните выполнять действия, перечисленные в пункте 4. Постарайтесь отметить момент, когда буде те более удовлетворены. Что бы вы ни делали, это вам поможет.


Взято из книги "Метод сосредоточенности на решении". Использовано с разрешения Марка Маккер-гоу.
1 На сайте www.HappyforNoReason.com/ bookgifts. автор предлагает бесплатную рабочую тетрадь "Счастье без причины", в которой содержится 21 упражнение для тренировки "счастливых привычек".
СЧАСТЛИВАЯ ПРИВЫЧКА,
РАСШИРЯЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТИ
№2
Ищите во всем урок или подарок судьбы
Лучшие годы вашей жизни наступают тогда, когда вы сами
решаете свои проблемы. Вы не обвиняете в них мать, или
экологию, или президента. Вы осознаете, что сами управляете
своей судьбой.
Доктор Альберт Эллис, психолог
Научно доказано, что, обвиняя, мы лишаем себя счастья. Исследование, проведенное в 1999 году Шейном Фредериком из Массачусетского технологического института и Джорджем Ловенштейном из Университета Карне-ги-Меллона, показало, что люди, которые обвиняли других в несчастных случаях, произошедших с ними 812 месяцев назад, "обнаруживали особенно низкие показатели контроля над ситуацией". Грустная правда заключается в том, что пока вы будете говорить: "Это ошибка моей матери, моего мужа, ошибка правительства, ошибка моей учительницы по музыке в шестом классе..." вы не будете счастливы.
У "ста счастливчиков" есть секрет, который позволяет им не обвинять окружающих. Они верят в то, что мир помогает им ("главный принцип" №2), поэтому они стараются из всех событий своей жизни извлечь урок или подарок судьбы.
Если порицание или осуждение это одно из облаков, затемняющих ваше внутреннее счастье, попробуйте


поступать так же. Вместо того чтобы вопрошать: "Кто виноват?" спросите себя: "Какой урок я могу извлечь из этого? Какой подарок судьбы меня ожидает в итоге?" Писательница и лектор-мотиватор Челли Кэмбелл яркая и удивительная женщина, и она всегда была такой.

В следующей истории Челли описывает, как кошмар любой женщины помог ей осознать ее привычку обвинять.
История Челли.
Конец жалобам
"Я не могу, я отказываюсь", сказал мой жених Стэн. Я думала, что ослышалась. Был ранний вечер, и мы оба только что пришли с работы.

Я вручила ему несколько рубашек, которые купила для него в универмаге, но он, едва взглянув на них, бросил их на стол. "Я не могу, я отказываюсь", повторил он.
Меня словно поглотила черная волна. Я закрыла глаза и перестала дышать. Нет, нет, нет, нет, нет.
Он потупился и смотрел в пол. "Прости, сказал он, я не могу жениться на тебе".
Свадьба должна была состояться через три недели. Я смотрела на него в изумлении. Только не плакать, не плакать, не плакать. "Почему? наконец выдохнула я. Что случилось?" Он ничего не отвечал. Затем в течение нескольких часов мы спорили, обсуждали ситуацию, я умоляла, он отказывался, я кричала, он тоже кри-


чал, я жаловалась и ныла, я старалась изо всех сил найти ответ.
Трусость? Ему не нравилась церковь, свадебный пирог, его смокинг, диджей или что? "Дай мне любой ответ, только, пожалуйста, не говори, что не любишь меня!" Ответ был даже хуже: "Я не чувствую, что близок тебе".
Я убежала из дома. Было три часа ночи, и я позвонила моей лучшей подруге Гайе. Мы с ней часто шутили, что лучший друг это тот, кто впустит тебя в дом в три часа ночи. "Впустишь меня?

Стэн не хочет на мне жениться", сказала я ей.
Следующие несколько недель мы со Стэном старательно сводили на "нет" нашу счастливую жизнь. Отменялись платье, церковь, цветы, подружки невесты, фотограф, зал приемов, медовый месяц. Подарки были возвращены, приглашения отозваны.

Мои родители плакали, друзья пытались подбодрить. Я съехала с квартиры.
Десять недель спустя Стэн женился на другой. Я расходовала по меньшей мере две коробки носовых платков в день в течение целой недели. В попытках справиться с ситуацией я проходила индивидуальную терапию. Потом посещала психотерапевтические группы. Я разражалась тирадами, ругалась, жаловалась, плевалась, колотила диван теннисной ракеткой.

На каждой встрече я рыдала: "Наши отношения были такими чудесными! Это были лучшие отношения во всем мире!"
"Да неужели? сказала однажды мой многострадальный психотерапевт во время группового сеанса. Если он был такой замечательный, то не могло все так закончиться".
Эта неприкрытая правда сразила меня, как удар кулаком от чемпиона по боксу. Вся группа вместе со мной ахнула. Я уставилась на моего психотерапевта широко открытыми глазами. Как она могла сказать такое?

На чьей стороне она была?
Я не переставала обвинять во всем Стэна.



Содержание раздела