Удержание состояния


Как вы можете определить, в ассоциированном или диссоциированном состоянии вы находитесь? Найдите не менее трёх признаков для каждого состояния.
Например. Ассоциация: более интенсивные переживания, наклон туловища вперёд, глубокое дыхание. Диссоциация: поза прямая, поверхностное мелкое дыхание, ощущение напряжения в коже лба.
Когда – где.
Определите для себя в какие события вам предпочтительно воспринимать ассоциированно, а какие – диссоциированно.
Удержание состояния.
Возьмите отрезок времени: 5-10-20 минут. И во время всего этого периода удерживайте либо ассоциированное, либо диссоциированное состояние.
Тренировка Диссоциации.
Так же в тройках: Клиент, Оператор и Наблюдатель.
Клиент старается вытащить Оператора на эмоциональный диалог. Он может плакаться, наезжать, просить, обвинять – на его вкус. Задача Оператора во время всего разговора быть в диссоциированном состоянии.

Наблюдатель следит за временем и даёт обратную связь – на сколько хорошо работал Клиент и удалось ли Оператору удержать желаемое состояние.
15 мин.
Подстройка.
В тройках: Клиент, Оператор и Режиссёр.
Клиент с Оператором беседуют на любую интересную им тему. Но при этом Клиент находится то в ассоциированном, то в диссоциированном состоянии. А когда в каком – решает Режиссёр. Он же и подаёт сигналы в какое состояние перейти. Например: рука ладонью вверх – диссоциация, ладонью вниз – ассоциация.

Оператор же калибрует состояние Клиента и подстраивается – Клиент в ассоциацию и Оператор за ним, Клиент диссоциировался – и Оператор тоже.
Задача Клиента – вызывать и удерживать нужное состояние.
Задача Оператора – калибровать и подстраиваться.
Задача Режиссёра – калибровать состояние обоих, следить, чтобы Клиент удерживал нужное состояние. А после упражнения дать качественную обратную связь – как это было, насколько хорошо Оператор калибровал и удерживал состояние и т.д. Так же Режиссёр следит за временем.
20 мин.
Изменение прошлого.
Ещё один способ использования ассоциации – диссоциации, это изменение способа восприятия прошлого. Есть хороший способ испортить себе жизнь – все ситуации, связанные с неприятными переживаниями вспоминать ассоциированно, а с приятными – наоборот. Я вам даю гарантию – жизнь станет вполне несносной.
Хотя может при этом она будет и достаточно насыщенной эмоционально. С адреналинчиком, так сказать.
К стати, есть люди которые именно так и поступают. Они берут кусок прошлого, живенько диссоциируются от всех приятных переживаний, но зато в страдания погружаются с полной самоотдачей. После этого процесса любые текущие неприятности покажутся сущей ерундой – когда сзади подпирает такая куча всякой мерзости. В этом есть определённый смысл.



Ну, особенно если задача максимально испортить себе жизнь и помочь в этом другим.
- А не будет ли так, что если диссоциироваться от неприятных переживаний, то опыт теряется. И человек снова и снова наступает на одни и те же грабли?
Опыт то не теряется – вот он. Наблюдай сколько хочешь. Диссоциация как раз и позволяет организовать наш опыт так, чтобы им можно было пользоваться. При взгляде со стороны мы можем более взвешенно оценить собственное и чужое поведение, сделать выводы и так далее. А неприятных переживаний обычно хватает прямо на месте – не вижу смысла влезать в них каждый раз, как нужно что-то вспомнить.

Это как если бы для того, чтобы взять нужный справочник сначала нужно было бы пройтись по горящим углям. Это конечно поможет проявиться характеру и подтвердит важность информации… Если кто решится. Скорее всего просто отобьётся всякое желание вообще туда лазить.
Но мне что-то не хочется иметь дома такую библиотеку.
Вопрос в обучении. Выводы сделал, научился – работа окончена. Естественно, если человек туп настолько, что не учится, то жизнь ему будет подкидывать задачки.

Пока не научится: сюда нельзя. Но из плохих переживаний, находясь внутри, научиться обычно крайне сложно. Внутри плохо, а когда вышел – думать об этом уже не хочется. Пока опять не вляпаешься в ту же мерзость.

От неприятных переживаний хочется уйти. А как обдумать событие, если оно связано с дискомфортным переживанием? Каждый раз проходить через это не очень хочется.



Поэтому стараются просто не думать. Но проблема при этом никуда не денется – если ничего не поменять, в такой же ситуации будет то же самое.
К одесситу подходит приезжий с чемоданом:
- Скажите, если я пойду по этой улице, там будет железнодорожный
вокзал?
- Знаете, он там будет, даже если вы туда не пойдете!
Обычно, когда говорят об опыте, то подразумевается, что на событиях человек чему-то научился. Что-то изменил в себе, в своём поведении.
Опыт – это то, что мы получаем, когда не получаем того, что хотим.
Диссоциация как раз и помогает создавать опыт, воспринимать проблемные ситуации более взвешенно и менее эмоционально.

Переоценка прошлого.
Маленькое упражнение. У кого было трудное детство? Ира.
У тебя было плохое детство, а может жизнь у тебя подпорчена в другой период?
- Это скорее подростковый возраст.
Хорошо. Сделай сейчас следующее – вернись мысленно по времени назад, когда ты ещё не была подростком.
- Да.
Замечательно. Подумай, приятные ситуации ты бы поместила скорее слева или справа?
- Приятные справа.
Тогда неприятные у нас будут слева, так?
- Да, конечно.
Хорошо. Представь что все события твоей жизни лежать на линии – лини времени. На ней есть и участок с твоим подростковым возрастом.

Прямо сейчас мысленно пройдись по этому участку и рассортируй ситуации – приятные направо, неприятные налево.
- Что, абсолютно все ситуации?
Ты рассортируй те, которые тебе будут попадаться. Естественно, тебе не нужно это делать абсолютно со всеми – только со значимыми. Часть ты можешь сделать сознательно, а часть может отсортироваться вполне бессознательно.

Просто мысленно пройдись и разреши этому произойти.
- Да, я сделала это.
Теперь сделай следующее – мысленно сойди с линии времени вправо и пройди через все эти приятные ситуации. Это может быть достаточно быстро, просто проживи все эти приятные события, испытывая опять те же эмоции и чувства. Возьми столько времени, сколько тебе нужно.
- Да!
Замечательно. А теперь ты можешь мысленно пройтись еще раз по линии времени, но ты будешь находиться на ней, а те ситуации, которые ты поместила налево будут для тебя в виде фильмов об Ире в этих ситуациях. Ты можешь приближать или удалять экраны, на которых тебе показывают это кино, но помни, что ты находишься на линии времени, а события тебе только показывают.

Точно так же, можешь взять столько времени, сколько тебе для этого нужно.
Да, я и это сделала.
Теперь сделай следующее – положи приятные события обратно на линию времени, а неприятные события оставь слева. И, после того, как ты это сделаешь, ты можешь опять мысленно пройтись по линии времени, проживая приятные события и рассматривая, что делала Ира в неприятных событиях. Помни о том, что у тебя есть возможность при необходимости войти на экран и прожить ситуацию изнутри.

Но пусть неприятные события хранятся у тебя в виде диссоциированных кинофильмов.
- О-о-о!
Что получилось?
- Сначала мне казалось, что у меня в этом возрасте просто не было ничего хорошего. А сейчас мне кажется, что приятных событий было даже больше. А многие ситуации, которые мне казались раньше неприятными – я на них посмотрела – они вроде даже как приятными стали. Я их направо поместила. И многое просто вспоминается.

Оказывается хорошее было время.
Ира, подумай. А не может ли вот такое новое восприятие этой части твоего прошлого как то повредить тебе?
- Я думаю нет.
И последнее. Ира, посмотри в своё будущее. Что там измениться в связи с этой работой?
- Мне кажется я буду более жизнерадостной. И более уверенной в себе.
Замечательно. Тебе понравилось то, что получилось?
- Да, спасибо!
Что мы сейчас сделали? Мы просто сменили точку зрения на опыт. Ира проассоциировалась с приятными переживаниями и диссоциировалась от неприятных. Не бывает так, чтобы было совершенно всё плохо. Или всё хорошо.

Вопрос только в том, как мы это воспринимаем. Здесь мы обучили Иру воспринимать приятные события ассоциированно, а неприятные – диссоциированно. Правда только на одном кусочке её жизни.

Но то же самое можно сделать и для других кусков, а можно и для всей жизни… Просто времени это займёт несколько больше.
- Может ли это как-то повредить?
В событии может быть много разных переживаний. Если человеку кажется, что неприятных больше он оценивает ситуацию как неприятную. И наоборот.

А в там может содержаться и полезный опыт. Диссоциированно до него не добраться – он внутри. Если просто от всего отстраниться – этот опыт станет недоступен.

Поэтому здесь важно умение человека если надо войти в ситуацию, которую он на данный момент воспринимает диссоциированно, и получить доступ к этим переживаниям. В этом случае скорее всего проблем быть не должно.



Содержание раздела