Суггестивное подкрепление к словесным формулам


Во время вдоха происходит активация ретикулярной формации, что, по-видимому, несколько снижает пороги ряда анализаторов и усиливает проприоцепцию. Импульсы, исходящие из дыхательного центра, вызывают некоторое повышение тонуса нервной и мышечной системы. Выдох сопровождается противоположными явлениями. Таким образом, фаза вдоха является мобилизующей, а фаза выдоха успокаивающей, что подчеркивалось и другими авторами (X.

Клейнзорге). Такая методика релаксирующих упражнений является в известной мере цредуготавливающей к упражнениям по регуляции ритма дыхания. В формулах суггестивного подкрепления к релаксирующим упражнениям дается наиболее общая информация о проприоцептивных ощущениях, которые появляются при расслаблении отдельных групп мышц.

Учитывая то, что эти ощущения связаны с двигательной сферой, но практически не имеют каких-либо заметных моторных компонентов, в суггестивное подкрепление вводится фраза "как бы" (например, "сомкнутые веки как бы слегка поднимаются вверх", "брови как бы расходятся в стороны" и т. д.). Суггестивное подкрепление к словесным формулам, направленным на расслабление мышц кистей и стоп, не дается, так как ощущения их релаксации обычно возникают не ранее 3-й недели (7 8-го занятия) систематических упражнений, носят выраженный индивидуальный характер и трудно поддаются общему словесному описанию. Так, например, у одних обучаемых расслабление мышц кисти сопровождалось ощущением легкого сгибания пальцев и "сжимания" всей кисти; у других, наоборот, возникало ощущение "распухания" кисти.
Таким образом, вариант б) имеет существенные отличия от варианта а). В первом случае ощущение тяжести (и, соответственно, релаксация) вначале вызывается в мышцах рук, во втором релаксация начинается с крупных мышц. Если ощущение тяжести легче реализуется в мышцах кисти, имеющих достаточно обширное корковое представительство, то идеомоторные релаксирующие упражнения являются более эффективными для крупных мышц, ощущение расслабления и напряжения которых хорошо знакомо обучаемым и легко достигается путем произвольной регуляции.

Чтобы пациенты лучше представляла (или вспомнили) различия между состояниями напряжения в расслабления, можно провести перед началом аутогенных тренировок короткий курс прогрессирующей релаксации по Джейкобсону, однако обычно бывает достаточно и нескольких напряжений и расслаблений мышц плечевого пояса и бедра.
В процессе идеомоторных релаксирующих упражнений можно использовать прием, рекомендованный А. В. Алексеевым (1978). Все мышцы тела при этом условно делятся на 5 групп: лица и шеи, рук, ног, туловища. Пациентам дается следующая инструкция: "Представьте, что вы находитесь в помещении, где висят пять больших ламп, а в углу слабо светится небольшой ночник.

Лампы это группы мышц, а ночник контроль ненапряженного сознания". Затем обучаемым предлагается "гасить" лампы, переходя от одной к другой, последовательно расслабляя мышцы тела.
При выполнении идеомоторной релаксации также возникают "аутогенные разряды", однако, как правило, более кратковременные и менее выраженные, чем при самовнушении ощущений тяжести. Ощущение "парения" и "невесомости" собственного тела у тренированных субъектов с хорошо развитой мускулатурой может развиваться уже на 3 4-м занятии.
Вариант в). Последовательное применение вариантов б) и а) используется при ускоренных курсах обучения аутогенной тренировке. В значительной степени вариант в) приближается к методу "активного фракционного гипноза" по Е. Kretschmer, при котором пациент, как пишут X. Клейнзорге и Г. Клюмбиес, усваивает приемы аутотренинга, будучи погруженным в гипнотическое состояние, хотя сам Кречмер, заимствуя и видоизменяя упражнения первой ступени аутогенной тренировки, применял их в целях преодоления негативизма пациентов, довольно частого при гетеро-суггестии. Позднее аналогичный прием для достижения гипнотического сна был рекомендован D. Langen.

В процессе гипнотерапии по Кречмеру, как уже отмечалось, также внушаются ощущения тяжести и тепла с одновременным указанием на то, что эти же ощущения в последующем будут легко вызываться при помощи самовнушения.Последовательное применение релаксирующих упражнений с последующим самовнушением ощущений тяжести уже на 2 3-м занятии примерно у 50% обучаемых приводит к развитию состояния гипотак-сии (II степень глубины гипноза). Мы неоднократно подчеркивали необходимость активного формирования навыков саморегуляции у пациентов и отмечали самостоятельное психотерапевтическое значение систематических упражнений. Поэтому считаем, что вариант в) имеет весьма ограниченные показания: выраженный негативизм в процессе групповых занятий при одновременной высокой мотивации к овладению методом; ускоренные курсы обучения для профилактики нервно-эмоционального напряжения у некоторых категорий руководящих работников, для которых возможность регулярных тренировок большей частью ограничена; случаи, когда показан аутогенный "сон-отдых".

Тренированной мышечной релаксации, которая является не только пусковым механизмом, но и базисным элементом во всей системе аутогенной тренировки [Лобзин В. С, 1975], необходимо уделять особое внимание на протяжении всего обучающего курса. В предыдущих главах уже отмечалось самостоятельное терапевтическое значение этих упражнений при ряде нозологических форм. Их простота и доступность в практическом применении позволяет проводить активную релаксотерапию на самых ранних этапах обучения аутогенной тренировке.
Упражнения, направленные на вызывание ощущений тепла. После выполнения комплекса "релаксация" обучаемые приступают к выполнению упражнений, направленных на вызывание ощущений тепла в правой руке (левши в левой руке). В отличие от рекомендуемых другими авторами различных формул суггестивного подкрепления образных представлений, связанных с ощущениями тепла (например, "горячая грелка", "пуховый платок", "калорифер" и т. п.), мы рекомендуем использовать только одно хорошо всем знакомое ощущение погружения конечностей в "очень теплую, почти горячую воду" с последующим его усилением ("представьте себе, что Вы парите вашу руку, постепенно подливая воду все горячее и горячее").
Перестройка образного представления и следующее за ним изменение внутренней установки на воображаемый источник тепла, связанные с новыми, в каждом случае специфическими, ощущениями (сравним "пуховый платок" и "горячая грелка"), снижают яркость мысленного образа. Проведенные исследования показали, что при использовании одного и того же образного представления реализация самовнушений в ощущениях происходит ярче и быстрее. Некоторыми авторами объясняется это тем, что при регулярном применении одинаковых словесных формул в коре создаются "проторенные пути возбуждения", определяющие все большие возможности для самовоздействия. Уже к 3 4-му занятию о четком ощущении тепла в правой руке обычно заявляют практически все обучаемые.

При этом, по нашим данным, у многих (48%) пациентов чувство тепла первоначально возникает в области тыльной поверхности кисти или ощущается как легкое покалывание и тепло в кончиках пальцев (11 %), у остальных без четкой локализации. На двух первых занятиях ощущения тепла вызываются только в правой руке. В процессе упражнений пациентам предлагается перенести "внутренний взор" на правую руку и приступить к самовнушениям, сопровождаемым сенсорной репродукцией.

Перед занятием обучаемым необходимо напомнить, что следует избегать излишней концентрации внимания не только на формулах самовнушения, но и на той части тела или органе, к которому они обращены, т. е. установка "внутреннего взора" должна быть предельно пассивной.
С 3-го занятия добавляются упражнения, направленные на вызывание ощущений тепла в левой руке и обеих ногах, являющиеся основой для последующей генерализации ощущений. Иррадиация ощущений тепла появляется относительно рано. Так, уже на 1-м занятии при вызывании ощущений тепла в правой руке у некоторых пациентов может отмечаться спонтанная иррадиация в левую руку и некоторые другие, чаще охваченные болезненным процессом органы. Механизмы этого явления, по-видимому, объясняются взаимоиндукцией доминантных и патологически измененных очагов возбуждения в коре головного мозга. Генерализация ощущений возникает, как правило, на фоне самовнушений тепла в солнечном сплетении, т. е. с 5 6-го занятия.

Перед выполнением упражнений, направленных на вызывание ощущений тепла в левой руке, обучаемым необходимо в доступной форме разъ-яснить рефлекторное влияние расширения сосудов левой руки на коронарное кровообращение (больным с кардиоваскулярной патологией это часто хорошо известно из собственного опыта). Самовнушение тепла в обеих ногах, по заключению большинства обучаемых, реализуется гораздо легче и ярче. Это, по-видимому, можно объяснить как особенностями кровоснабжения нижних конечностей, так и уже приобретенными навыками самовоздействия.
Перед 5-м занятием обучаемым необходимо (также в доступной форме, иногда с демонстрацией схем, плакатов или муляжей) разъяснить расположение солнечного сплетения и его роль в регуляции деятельности и кровоснабжении внутренних органов.



Содержание  Назад  Вперед