Вызов состояния
или как калибровать и не выглядеть идиотом. Один из вариантов описания коммуникации – это управление состояниями. Как своими, так и чужими.
Вся коммуникация это просто путешествие по состояниям. И цель этого путешествия – получение нужного состояния. Правда, в нужной ситуации.
Состояние согласия при ответе на вопрос готовы ли вы прямо сейчас подписать наш договор. Или состояние сексуального возбуждения при взгляде на тебя. Или состояние спокойствия и уверенности при описании предполагаемого разговора с тёщей (свекровью). И так далее.
Любую цель коммуникации можно описать как нужное состояние в нужном контексте. Тогда стратегию успешной коммуникации можно описать как:
Получите нужное состояние в любом контексте,
а потом меняйте поведение до тех пор,
пока не получите то же состояние в нужном контексте.
Получение в любом контексте – это для калибровки. Чтобы знать, как выглядит (и слышится) согласие, удивление, радость, разочарование или восторг у данного конкретного человека. А получение в нужном – это про признаки результата.
То есть, если согласие (удивление, ненависть, влюблённость и т.д.) в ответ на ваш вопрос является признаком результата – тогда вы получили то, что хотели.
И если про то, как менять поведение до тех пор написано очень много, про то как получить нужное состояние в любом контексте как-то замалчивается. Подразумевается, что все сообразят сами. Лично я постоянно сталкивался с тем, что хотелось бы иметь более подробное описание того, как это можно сделать. В реальном жизненном общении, а не в контексте Терапевт – Клиент, где можно выдать фразу типа:
- А теперь дорогой мой, вспомните ситуацию когда вы были полностью уверенны в себе.
Что-то мне слабо представляется, что можно выдать что-то подобное начальнику. А теперь Юрий Владимирович войдите в состояние уверенности в том, что нужно поднять кому-то зарплату. Ага, это не он войдёт, а ты вылетишь из кабинета.
Итак, хотелось бы сделать эту красивую формулу более жизнеспособной. Так всё-таки, как получить нужное состояние хоть где-нибудь по любому поводу. И при этом сделать это так, чтобы не выглядеть полным идиотом задающим совершенно дурацкие вопросы.
То есть так, чтобы вписаться в ситуацию и чтобы ваше поведение полностью соответствовало ситуации.
К тому же получить нужное состояние в любом контексте ещё нужно для установки якоря. В жизненных ситуациях доступ к нужному состоянию – вообще один из наиболее важных шагов при якорении. Ну понятно – если к состоянию доступа нет, то и якорь ставить не на что.
Согласие – несогласие. Сначала о паре очень важных состояний: согласие и не согласие. В общих чертах тут достаточно просто: если вы говорите то, что соответствует карте человека – он соглашается.
Если ваши слова противоречат его представлениям – не соглашается.
Вот только как точно попасть в карту, если человек малознаком? Несколько приёмов.
У людей есть довольно забавная привычка – когда их спрашиваешь об их имени и угадываешь, они соглашаются.
- Здравствуй, Володя!
Даже если вы просто это используете для того, чтобы привлечь внимание:
- Оля, … скажите пожалуйста…
Вот после обращения и будет кивок головой и прочие признаки согласия. Ну да, да, это моё имя!
Вот только с отрицанием здесь хуже. Ну, спросить у Ольги зовут ли её Иван Петрович можно, и вы даже получите явное несогласие… Вот только доверие к вам резко упадёт. Ну ценят люди собственные имена.
И плохо относятся к тем, кто их постоянно путает. Конечно можно как вариант:
- А вас в детстве Петром не звали?
Но на мой взгляд это слишком грубо.
Но люди имеют привычку давать невербальный ответ: - Да, я согласен!
- Вы же хотите достичь успеха в жизни?
Вряд ли кто-нибудь начнёт в ответ вам выдавать, что мол нет, я хочу быть несчастным и убогим.
- Вы уже пришли?
Сюда так же можно отнести трюизмы – то есть те высказывания, которые полностью истинны для всех. Так сказать, банальные истины.
- Да, люди меняются со временем.
- Некоторым в жизни везёт (не везёт).
- Летом теплее чем зимой.
Возврат фразы. Один из простейших приёмов – возврат фразы. Иногда это называется парафраз.
- Мы считаем, что мы не можем этого сделать.
- Я правильно понял, что вы считаете, что вы не можете этого сделать?
Догадайтесь, что вы получите в ответ.
Ещё это можно представить как возврат к теме разговора:
- Мы сомневаемся.
…
- Итак, вы сомневаетесь.
Можно это представить и как некоторое обобщение сказанному:
- Правильно ли я понял, что…
Дальше идут фразы собеседника. Обязательно его словами.
Что можно проверить. Ещё один способ точно попасть (или не попасть) в карту – это вопросы, на которые человек может получить сенсорный ответ прямо тут.
- Эти обои жёлтого цвета?
- У вас часы на правой руке?
Вы задаёте вопрос – а человек тут же проверяет. Да, часы на правой. Нет, стены не жёлтого цвета, скорее серого.
Чем хорош этот способ – здесь можно поиграть с выбором.
- У вас пиджак чёрный … или серый?
Пока вы произносите фразу будут два ответа – согласие и несогласие. И вам просто нужно их аккуратно откалибровать.
- Этот телевизор марки Сони… или Панасоник?
Только перед или надо дать человеку время на получение ответа – пусть он посмотрит, послушает. Как только вы замечаете, что он уже понял, что телевизор марки Сони (или Панасоник) – заканчивайте фразу. И вы получите сразу калибровку и согласия и несогласия.
Уже знаю. И, естественно, хороший способ попасть в карту – задать вопрос о том, что вы точно знаете. Не предполагаете на основе логических выкладок – а именно знаете.
- Вы женаты? (Ну обручальное кольцо на пальце).
- Вы водите машину? (Из окна видно, что на машине приехал).
- В этом году вы в Испании отдыхали? (Все уши уже прожужжал про эту Испанию).
Другие состояния. То, что было прописано выше – это подходит только для вполне конкретных состояний согласие – несогласие. Понятно, что это одна из наиболее часто встречающихся калибровок, но что делать, если нужно что-то другое.
Например, уверенность или раздражение.
Вот дальше даны несколько подходов (или приёмов), как можно получить доступ к нужному состоянию.
Естественно, не каждый из них можно использовать в любой ситуации – тут важно, чтобы можно было подобрать способ под контекст. Чтобы ваше поведение было вполне естественным и конгруэнтным, красиво и мастерски вписывалось в ситуацию.
Подождать, пока он сам войдет. Самый простой способ – это просто дождаться того, когда Клиент сам войдет в подходящее вам состояние. То есть это пассивный способ. Плюс, как и у всякого пассивного способа, вы ничего специально не делаете. Это удобно, когда общение происходит в виде монолога.
Или когда вы калибруете по видеозаписи.
С другой стороны, если вы можете провести с человеком довольно много времени, это прекрасный способ откалибровать наиболее важные состояния и поставить нужные якоря. Нужно просто быть достаточно внимательным. И использовать ситуацию.
У меня на группе был молодой человек, который сразу заявил, что он пришёл заниматься только с одной целью – чтобы ему повысили зарплату. Вот походил он, походил, а потом рассказывает:
После того, как я узнал про якоря, я делал следующее: как только начальник начинал кого-нибудь хвалить я поправлял галстук. Делал я это делал, потом как-то забыл. И вот недавно стоим мы с начальником в курилке, о чём-то беседуем, и я совершенно спонтанно поправляю галстук.
Начальник завис на секунду, смотрит на меня и говорит: - Игорь, а может тебе зарплату поднять?
Предложить войти в требуемое состояние. Дальше идут активные способы вызова состояния, когда вы предпринимаете какие-то действия для получения результата.