И дышишь как паровоз. И видно только её одну – всё остальное как в тумане.
- Игорь, было с тобой так: внутри всё напряжено, в голове шумит, дыхание тяжёлое…
Для того, чтобы давать инструкцию, нужно самому довольно точно представлять эту последовательность. Если даёте инструкцию – она должна быть чёткой и последовательной.
И что ещё крайне полезно – не просто говорить, но и самому входить в это состояние. То есть этот способ хорошо дополняет подстройку и ведение, да и конгруэнтности добавляет.
- Чем этот способ отличается от вспомнить ситуацию?
Это всё – очень условное разделение. Во вспомнить ситуацию больше вам рассказывает Клиент, а в дать инструкцию – это уже задача Оператора. Естественно, чёткой границы тут нет: Оператор может сначала смотивировать Клиента на рассказ или наоборот, Клиент, в ответ на просьбу, начинает рассказ, а Оператор просто подруливает эту историю в нужном направлении.
Воспроизвести якорь. Следующий способ – воспроизвести якорь, который вызывает нужное вам состояние. Это очень надёжно и быстро. Если такой якорь есть.
То есть его либо кто-то (например вы) уже установил, либо это естественный якорь.
Если его установили вы сами – то использовать якорь для доступа к состоянию нужно только в двух случаях: вы либо забыли калибровки и хотите её вспомнить, либо стимул не очень удачен и вы хотите переякорить на что-нибудь более приемлемое. Всё остальное – это уже использование якоря для изменения (интеграция, коллапс, наложение и прочее).
Если его поставил кто-то другой – тогда понятно. Вам просто нужно использовать уже известный якорь и просто посмотреть на результат.
- Вы знаете, когда мой муж слышит эту песню, он сразу становится такой умиротворённый…
- Моя начальница - странный человек. Если её называют Оленькой, она мгновенно впадает в ярость.
И остались естественные якоря – те, которые столь успешно наставила нам жизнь, школа, семья и телевидение. Ну это уже ваш опыт и фантазия…
7 вариантов. Если просто всё выдать списком, то мы получим следующее:
1. Дождаться, когда сам войдёт.
2. Предложить войти (ситуация + напрямую).
3. Вызвать реакцию.
4. Понятие.
5. Подстройка и ведение.
6. Инструкция (рассказ, подробное описание, личная история и т.д.).
7. Воспроизвести якорь.
Якоря и калибровка. Естественно, будет определённое различие, когда вам нужно получить состояние для того, чтобы откалибровать или поставить якорь. Если вам достаточно откалибровать, вы можете использовать даже видеозапись.
Но помните о правиле 3Х3: три признака которые повторяются не менее трёх раз. Соответственно, желательно получить доступ к нужному состоянию как минимум три раза: тогда вы можете быть достаточно уверены, что эти признаки относятся именно к данному состоянию, а не попали сюда случайно. Ведь может быть как: вы попросили вспомнить ситуацию, человек вспомнил, у него пошли ассоциации и он куда-то ушёл там внутри себя.
И то состояние, что вы у него увидели, хотя и наступило после ваших слов может относиться к чему-то совершенно другому.
- Вспомни ситуацию, когда ты был доволен.
И внутренний диалог Клиента:
- Был доволен. Доволен. Помню с Андреем мы как-то посидели с пивом, я так был доволен.
Вот только утром. Это мерзкое состояние…
Клиент пошёл по ассоциациям и…
Второй вариант – человек вспоминает только предложенную ситуацию, но там для него может быть куча разных переживаний. И что относится к нужному состоянию, а что ко всему остальному – сразу не поймёшь.
Вот именно поэтому вам нужно несколько раз ввести Клиента в желаемое состояние, чтобы сравнить признаки. И, понятно, желательно чтобы ситуации (или способы) были различные. А то ведь в одной и той же ситуации скорее всего и состояние будет одно и тоже.
А вот нужное или нет?
С якорями
сложнее. Вам, кроме того, что нужно откалибровать состояние, ещё необходимо поставить якорь. А это, в жизненной ситуации, не так просто.
Вам ведь нужно поставить его на пике состояния. А поэтому сначала желательно состояние откалибровать, понять как выглядит его пик, и только потом, если успели, поставить якорь. А если не успели – вводить снова.