Скажи мне, какое эмоциональное состояние изображено...


Не сдаваясь надвигающейся старости, вы умеете принимать активное участие в жизни ваших уже довольно взрослых детей, не забывая, конечно, и про себя. Кроме того, вы являетесь не только супер, но и вечной матерью. И кое-что для вашего мужа: при вас он не может быть никем другим, как только суперотцом. УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА: МАЛЫШ НАЧАЛ ХОДИТЬ
Определите, что для вас в суждениях психологов было новым, что бы вы обязательно использовали в воспитании своего ребенка?
Внимание - кризис!
Развитие ребенка таит в себе много подводных камней. На смену постепенному накоплению изменений в личности ребенка приходит бурный перелом, появляются своеволие, капризы, прочие сложности. Ребенок в очень короткий срок неузнаваемо меняется.

Такой кризис наступает в конце первого года жизни.
Что же происходит?

  • Умение ходить сильно расширяет жизненное пространство малыша, он давно стремился вырваться из кроватки и манежа.
  • В этом новом пространстве он обнаруживает невероятно интересные вещи, которые со свойственной ему любознательностью хочет изучить.
  • Он уже не так беспомощен, многое умеет, поэтому требует права быть самостоятельным.
  • Всякое препятствие, ограничивающее исследовательский пыл, встречает бурный протест малыша.
  • И все-таки он еще очень мал, и ему нужна помощь взрослого. Ребенок в этом возрасте чрезвычайно чувствителен и к отношению взрослых, именно сейчас у него закладывается умение оценивать самого себя.

Как смягчить кризис?
Главное - понять, что начинается новый этап в жизни ребенка и прежние методы обращения с ним бесполезны, даже вредны. Невозможно повернуть развитие вспять или остановить его. Ваша задача - ввести малыша в открывающийся перед ним мир.
Чтобы не портить нервы, сделайте свой дом максимально безопасным. Уберите лекарства повыше и заприте их на ключ. Не оставляйте на столах ножи, ножницы и иголки.

Не давайте ребенку пуговиц, которыми он может подавиться.
Но это только полдела. Уберечь ребенка от всего на свете вам не удастся. Он все равно будет грызть, сосать и глотать все, что попадется ему под руку, потому что рот остается пока основным инструментом исследования, и ваша главная цель - дать ему в руки новый, более совершенный.

И этот инструмент - умелое обращение с предметами.
Оно включает прежде всего умение пользоваться заложенными в предметах свойствами. В каждой игрушке - от кубика до модели космической ракеты - скрыт огромный развивающий смысл. Малыш с вашей помощью должен понять, что кубик - это не только и не столько предмет, который можно грызть и которым можно стучать, а прежде всего - материал, из которого можно построить сначала башню, потом дорожку, потом домик, а затем и целый город.
Возьмите в свои руки руководство игрой малыша, и вы увидите, как, поняв принцип обращения с игрушкой, ребенок начнет совершать собственные открытия. И это будет для него гораздо интереснее, чем грызть башмаки и выбрасывать игрушки из манежа. Не забывайте только похвалить малыша - ваша оценка пока единственное мерило его успехов.

Инициатива ребенка, подкрепленная поощрением взрослого,- залог успешного продвижения вперед. На смену погремушкам и пищалкам в игровой уголок вашего ребенка должны прийти те предметы, с помощью которых можно изучать самые разные свойства вещей, конструировать и проявлять смекалку.
Постоянную занятость мамы или бабушки на кухне можно использовать с большой пользой для малыша. Посадите его в высокий стульчик рядом с собой и, готовя еду, объясняйте ребенку, что вы делаете, показывайте и называйте те предметы, которые держите в руках. Через некоторое время вы убедитесь: ваши действия перенесены ребенком в ролевые игры.
Тест
СКАЖИ МНЕ, КАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗОБРАЖЕНО...
Проверьте, правильно ли вы угадали эмоциональное состояние на каждом рисунке. Правильные ответы: 1 - внимание, удивление; 2 - сомнение, недоумение; 3 - недовольство, брезгливость; 4 - отвращение; 5 - агрессия, жестокость; б - смех; 7 - горе, печаль; 8 - презрение.
Если вы правильно прочитали шесть и более рисунков, значит, вы внимательны, наблюдательны, хорошо различаете нюансы мимики, что предсказывает наличие у вас большого воспPтательного потенциала. Вы хорошо сможете разобраться в психологии ребенка, вовремя заметить изменения в его поведении, проявите сочувствие и сопереживание.


УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...
Мнение психолога (I)

  1. Даже младенец смотрит на погремушку всего 1-3 минуты, если она висит над его кроваткой. Но стоит взять ее в руки взрослому, и малыш будет наблюдать за ней уже около получаса. Стоит побриться с помощью кубика, и ребенок оставит папину бритву в покое.
  2. Спят с любимыми игрушками многие дети. Малыши рассказывают им сказки, поют песни - так легче засыпается; делятся своими радостями или огорчениями - у взрослого часто не хватает времени их выслушать. Детям свойственно оживлять игрушки - поэтому они так переживают, когда родители выбрасывают старого зайца с оторванным ухом. Вспомните поговорку: старый друг лучше новых двух. Если же ребенок попросил игрушку неожиданно - есть повод для тревоги. Может быть, ваш малыш попал в трудную ситуацию и ищет поддержки. Или он заболевает - больные дети всегда требуют, чтобы кто-то был рядом.
  3. Для детей неуверенных нужны маленькие игрушки. Лучше, если это будет бельчонок, зайчонок, мышка, т. е. зверюшка, которую надо опекать, оберегать. Защита более слабого поможет ребенку избавиться от комплексов.

Какой должна быть игра?
В детстве она является важнейшей деятельностью ребенка, помогает развивать его воображение, мышление, память, речь. В полюбившихся забавах ребенок испытывает ощущение свободы, в момент игры он может стать кем угодно и быть где угодно. Это очень важно - ведь в реальной жизни ребенок полностью зависим от взрослого.
Нам, взрослым, важно уметь включиться в игру ребенка на равных - авторитет и преимущества возраста здесь теряют свою силу. Надо позаботиться о том, чтобы в течение дня у детей было достаточно свободного времени на развлечения, чтобы игрушки были интересными, разнообразными и понятными им, находились в доступном месте. Нельзя резко обрывать игру детей; если им пора есть или спать - дайте еще 5-10 минут, чтобы они могли ее закончить.

Требуя порядка в комнате, все-таки не заставляйте ребенка разрушать с таким трудом построенный им домик, тем более если завтра он опять ему понадобится.
Нельзя диктовать сыну или дочке, во что и как играть, даже если вам не нравятся их игры. Дайте возможность ребенку свободно выражать любые свои эмоции, даже агрессию, разыгрывать любые сюжеты, раздевать и разбирать игрушки независимо от их стоимости.
Итак, начнем играть с детьми. Но как? Знаете ли вы, например, что с трехлетним ребенком играют иначе, чем с шестилетним?
Дети 3 - 4 лет
Включаясь в игру, взрослый выполняет в ней главную роль - много говорит, показывая, что и как делать. Когда он врач - ставит градусник, делает уколы; когда повар - режет овощи, варит суп. При этом надо использовать не только игрушки, но и различные предметы: палочку вместо градусника, ложку вместо шприца. Нужно показать ребенку, что один и тот же предмет в разных игровых ситуациях может быть чем угодно - стоит только пофантазировать.

Подвижные игры для малышей должны включать от 1 до 32 правил. Из настольных - простейшие виды лото, матрешки, конструкторы, мозаика.
Дети 4 - 5 лет
Они уже понимают прелесть игры со сверстниками. Поэтому в игре взрослый участвует уже на вторых ролях: дочки, пациента, пассажира. Вы можете стать режиссером - придумать игру по сюжету небольшой сказки. Дети любят одеваться в костюмы, маски.

У девочек резко возрастает интерес к маминым туфлям, сумочкам, бусам. Хорошо, если вы сможете пожертвовать кое-что из этих сокровищ для детских забав. Совершенно необходимы в этом возрасте шумные игры с подушками, одеялами, креслами...

В эти годы ребята любят сооружать дома, крепости из подручного материала, например подушек.
Дети 5 - 6 лет
Настало время учить ребенка осваивать бадминтон, различные подвижные игры с бегом, прыжками. Используйте элемент соревнования - кто быстрее добежит, дальше прыгнет. Покажите, как выбрать водящего с помощью считалки, объясните, как правильно считаться, вспомните свои детские считалки. Характер игр становится творческим, созидающим. Особенно активно развивается воображение ребенка, его способность комбинировать полученные ранее впечатления в новые сочетания, поэтому и привлекают игры по нестандартным сюжетам.

Можно предложить, например, вообразить встречу Колобка и... Красной Шапочки. Дети увлекаются шашками, домино, настольным бильярдом.
А готовя ребенка к школе, купите ему магнитную азбуку, кубики с буквами. Используйте игры на развитие внимания, памяти, координации.
Играя, ребенок познает мир. Поэтому обучение детей в игре в дошкольный период - лучший способ привить им различные навыки.
Игрушки
Часто причиной детской скуки становятся сами игрушки. Их скудный ассортимент, плохое качество, неудачный цвет и даже количество. Дети нередко просто манипулируют ими (например, куклу раздевают-одевают).

Ребенка же нужно научить их оживлять.



Содержание раздела