Их развитие с возрастом усложняется, определяется характером учебной деятельности, психологическими новообразованиями и потребностями. Человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразуя природу, создает предметы, которых в ней нет. Обычно перед материализацией какого-либо замысла мы строим его мысленный образ. Такое умение называется воображением. Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации.
Образы воображения отличаются от образов восприятия и представлений памяти тем, что в них обнаруживается и содержится то, с чем человек еще не сталкивался: предстоящее, желаемое или возможное событие и явление. И вместе с тем нечто новое, созданное в воображении всегда так или иначе связано с реально существующим.
Воображение сопряжено со всеми сторонами жизнедеятельности человека. Оно включается в восприятие, обогащает новые образы, влияет на создание образов воспринимаемых предметов.
Тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно ярко это проявляется в проблемной ситуации. Сталкиваясь с неизвестным, человек начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытаясь проникнуть в сущность соответствующих фактов, явлений.
Особенности своей познавательной сферы, свой познавательный потенциал вы сможете определить, выполняя задания и тесты данного раздела книги.
Тест
СХОДСТВО В РАЗЛИЧИЯХ И РАЗЛИЧИЯ В СХОДСТВЕ
Умение обнаружить различие в сходных, на первый взгляд, явлениях, способность быстро и безошибочно определять характерные признаки - важное условие интеллектуальной деятельности. Внимательность, осмотрительность и наблюдательность необходимы и в жизни. Приведем тест, предложенный французскими психологами, который в какой-то степени позволит оценить вашу способность к обобщению.
На рис. 14 - две группы геометрических фигур. В первой группе фигуры имеют общие признаки, во второй - различные.
Посмотрите на рисунок 30 секунд, а затем перечислите все признаки, позволяющие отличить фигуры первой и второй группы.
Запишите выводы, проанализируйте рисунок и сравните свои результаты с ответом на с. 216. Чем больше признаков вы найдете с первого взгляда, тем выше можно оценить вашу наблюдательность.
Тест
ОБЪЕМ ВОСПРИЯТИЯ
Задача этого психологического испытания - определить объем восприятия, т. е. узнать, сколько предметов можно увидеть и сосчитать. Выполняется задание различными способами. Вот один из наиболее простых и надежных.
Приготовьте примерно 20 небольших карточек (рис. 15). На них беспорядочно нанесите от 3 до 10 кружочков или точек.
Перетасовав готовую колоду, быстро переверните карточку лицевой стороной и тут же закройте ее рукой, Сколько было на карточке точек, как они расположены? На первых порах вряд ли вам удастся удержать в памяти более 6-7 точек.
Рис. 15
Рис. 16
А теперь более сложное задание. Посмотрите на рис. 16.
За 10 секунд определите, в какой из клеток (1-8) содержится больше всего точек, а в какой меньше?
УРОКИ ПСИХОТРЕНИНГА:
НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических занятий любимым делом, связана с развитием профессиональных интересов. Известны следующие основные виды восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.
Самое важное для вас - добиться успеха. Каким угодно образом, любой ценой!
Вас отталкивает красный цвет? Значит, вы сентиментальны и легко уязвимы. Всячески избегаете деликатных или двусмысленных положений.
И всю жизнь жалеете об упущенных возможностях.
Вам по душе коричневый? Знайте же, что вы упрямы. А кроме того, личность энергичная и смелая.
В лепешку разобьетесь, а своего добьетесь!
А вот если вы коричневого цвета избегаете, то это свидетельствует о живом уме, сообразительности и сильно развитом чувстве юмора. С трудом преодолеваете одиночество и поэтому проявляете поистине ангельское терпение к недостаткам ближних.
Влечение к зеленому цвету говорит об уравновешенном характере и порядочности. Вы отзывчивы, охотно помогаете тем, кто в этом нуждается. Но чувствуете себя одиноким.
Может быть, окружающие считают вас несколько холодной натурой?
Не исключено, однако, что зеленый цвет вы не любите. Жаль, потому что это указывает на недостаток силы воли и на неспособность справиться со сложными обстоятельствами. Не стоит расстраиваться по пустякам. Возьмите себя в руки.
Рано или поздно дела наладятся и вы обретете душевный покой.
Как насчет синего? Подходит? Можете радоваться: вы обладаете всеми добродетелями, обеспечивающими счастливую семейную жизнь... Чувство меры не подведет вас. Вы неизменно обходительны в обращении, покладисты.
В любом случае готовы проявить уступчивость. Но счастливы ли вы? Вы, пожалуй, и себе не смеете признаться, что не слишком...
Неприязнь к синему цвету означает целеустремленность натуры. А вы ведь очень страдаете из-за несовершенства своего характера, не правда ли?
Любовь к желтому предполагает ярко выраженную фантазию и развитое воображение. Истребите в себе авантюристические задатки. Ваши творческие способности достойны лучшей участи.
Хорошо, если бы вам посчастливилось встретить подходящего спутника жизни!
Нетерпимость к желтому - признак того, что у вас цепкий и практичный ум. А вот о недостатке воображения действительно приходится сожалеть.
Вы предпочитаете черный? Очень странно, ибо по сути дела вы не совсем такой, каким представляют вас другие. Вам совершенно незаслуженно приписывают легкомыслие и черствость. И зря лишают доверия.
Возможно, виной этому ваш загадочный вид или бросающаяся в глаза чувствительность.
Отрицательное отношение к черному цвету выражает жизнерадостность, любовь к окружающей природе, детям, животным.
И, наконец, как вы воспринимаете белый? Положительно - значит, вы одаренная и всесторонне развитая личность. Вы непринужденны в обращении с окружающими. Вообще у вас много положительных качеств, ибо белый цвет, как известно, не что иное, как сочетание всех составляющих спектра. Белого избегают только люди с каким-нибудь изъяном.
Каждому нормальному человеку белый цвет доставляет удовольствие.
Тест
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНИМАНИЯ
Посмотрите внимательно на рис. 17. Вы заметите, что изображенные на нем фигуры кажутся то выпуклыми, то вогнутыми. Представьте себе, что это крыша дома или коридор.
Постарайтесь зрительно удержать одну из представляемых структур в течение 1 минуты. Попросите кого-либо зафиксировать время и сосчитайте, сколько раз удерживаемая фигура уплывает, меняет свою форму.