Противоположный полюс матери


типов. Все то низкое и гадкое, что я приписал женщине, найдут неправильным в приложении к женщине - матери. Придется остановиться на этом несколько дольше. Тут же следует заметить, что никто не может взяться за разрешение этой проблемы, не
подвергнув одновременно изучению и противоположный полюс матери, диаметрально противоположную возможность женской натуры. Только таким путем нам удастся провести точные границы типа матери, резко выделить свойства
матери от всевозможных свойств, присущих другим женщинам. Диаметрально противоположным типу матери является тип проститутки.
Это противопоставление так же мало можно вынести из каких-нибудь логических посылок, как и противопоставление мужчины женщине.
Последнее мы только видим, но никогда не доказываем. То же самое и относительно первого: его мы
должны разглядеть или найти в опыте, Только тогда мы убедимся, что оно ничуть не нарушает стройности нашей схемы.
Всевозможные ограничения, которые здесь необходимо установить, будут рассмотрены в дальнейшем. Пока мы только рассмотрим женщину с точки зрения двух типов, причем, в одном случае
преобладает один тип, в другом случае - другой. Эти оба типа - мать и проститутка.
Наше деление может быть превратно понято, если мы не укажем на отличие его от другого, очень распространенного подразделения. Нередко приходилось
слышать, что женщина является одновременно и матерью и возлюбленной. Мне трудно уяснить себе мысль и пользу подобного разделения. Должно ли качество
возлюбленной представлять собою определенную стадию, которая необходимо предшествует материнству?
В таком случае оно не может быть длительной характерологи ческой особенностью.
Далее, что говорит нам понятие "возлюбленная относительно самой женщины? Ровно ничего, разве только то, что ее любят.
Придает ли это понятие женщине существенное качество, или оно дает только внешнее определение ей? Быть любимой может быть одинаково как мать,
так и проститутка. В крайнем случае, можно было бы под видом "возлюбленной"
описать целую группу женщин, которая занимает среднее положение между матерью и проституткой, которая представляет собою промежуточную форму двух упомянутых полюсов. Или, быть может, считали необходимым особо подчеркнуть тот факт, что женщина стоит в других отношениях к отцу своих детей, чем к самим детям.
Но иногда под "возлюбленной" следует понимать женщину, которая дает себя любить, т.е. всецело отдается любящему.
Этим однако мы еще ничего ценного не приобрели, так как в подобном случае и мать, и проститутка формально могут действовать одинаково. Понятие "возлюбленная" еще ничего не говорит о качествах того существа, которое является предметом любви: да, это
само собою понятно, так как оно выражает собою определенную стадию жизни одной и той же женщины, стадию, за которой следует другая в форме материнства. Так как состояние "возлюбленной" является только случайным признаком ее личности, то можно видеть, насколько нелогично это
подразделение. Ведь материнство содержит в себе нечто более глубокое, чем один только факт того, что женщина родила. Эта именно более глубокая сущность материнства и является ближайшей задачей нашего исследования.
Итак, материнство и проституция - два полярно- противоположных явления. Это положение можно с известной степенью вероятности заключить уже из того факта, что у женщины-матери гораздо больше детей,чем у кокотки, в то время
как уличная проститутка в большинстве случаев совершенно бездетна. Следует
заметить, что неодна только продажная женщина принадлежит к типу проститутки. К нему можно причислить и много, так называемых, благородных девушек и замужних женщин, даже таких, которые не нарушают брачных уз. Они
не делают этого не потому, что не представлялось случая, а просто потому, что сами не хотели заходить так далеко. Поэтому не следует особенно
удивляться применению понятия проститутки к более широкому кругу женщин, чем это привыкли до сих пор делать, относя это понятие только к продажным женщинам. Уличная проститутка только тем отличается от пользующейся большим почетом кокотки и более благородной гетеры, что она абсолютно лишена



способности к какому-либо дифференцированию отношений. Далее, отсутствие у нее всякой памяти превращает ее жизнь в совокупность отдельных, изолированных моментов, между которыми нет ни малейшей связи.
Поэтому тип проститутки мог бы существовать даже и тогда, когда на свете были бы только
один мужчина да одна женщина, ибо этот тип получает свое выражение в специфическом отношении к отдельному мужчине. Только сам по себе факт меньшей плодовитости проститутки уже освобождает меня от обязанности опровергать один очень распространенный
взгляд, по которому проституция - явление, лежащее, строго говоря, глубоко в естественной природе человеческого существа, представляет собой результат неблагоприятных социальных условий а именно отсутствия заработка у многих женщин.
Этот взгляд склонен обвинять существующий общественный строй, в котором экономический эгоизм мужчин, забравших всю власть в свои руки, сильно затрудняет незамужним женщинам доступ к честной жизни. Далее он
указывает на сильно распространенную холостую жизнь, вызванную будто бы материальными условиями и требующую во что бы то ни стало существования проституции. Разве следует напоминать, что проституция -черта, свойственная
не одним только уличным проституткам, но что иногда и богатые девушки, пренебрегая всеми преимуществами своего положения, предпочитают открытое
фланирование по улицам. Улица есть принадлежность истинной проституции. Ведь женщинам отдают даже предпочтение в занятии должностей в магазинах, на
почте, телеграфе, телефоне. Правда, эти занятия очень однообразны и шаблонны, но ведь женщина менее дифференцирована, чем мужчина, а потому и менее требовательна. В этом отношении капитализм опередил науку. Он нашел,
что женский труд должен быть оплачиваем дешевле мужского, так как потребности женщины менее значительны. Впрочем, проститутке приходится очень туго, так как ей нужно дорого платить за квартиру, одеваться в дорогие платья и сверх того содержать еще сутенера.
Насколько сильно в них влечение к этому образу жизни видно из того, что проститутка, даже выйдя замуж, часто возвращается к своему прежнему ремеслу.
Проститутка кроме того, в силу неизвестных, лежащих глубоко в ее природе причин, совершенно невосприимчива к некоторым инфекциям, которые в большинстве случаев поражают честных женщин. Наконец, проституция существовала всегда и ее рост не находится ни в каком отношении с различными усовершенствованиями капиталистической эпохи.
Мало того, она даже принадлежала к числу религиозных институтов некоторых народов древности, например, финикиян. Итак, проституция не есть какой-нибудь определенный путь, на который мужчина толкал бы женщину. Мы не отрицаем, что в очень многих случаях вина
всецело падает на мужчину, а именно, когда девушка должна была покинуть свою должность и остаться без хлеба. Но тот факт, что в подобных случаях женщина видит надлежащий выход из затруднительного положения только в проституции, - этот именно факт глубоко лежит в природной сущности ее.
Чего нет, того и быть не может. Ведь мужчине, который с материальной стороны гораздо чаще подвергается всяким превратностям судьбы и который интенсивнее ощущает нужду, чем женщина, проституция совершенно чужда.
Если она и встречается (среди кельнеров, парикмахеров и т.д.), то только в ярко выраженных промежуточных половых формах.
Поэтому склонность и влечение к проституции являются органической врожденной чертой женщины, такой же естественной
чертой, как и предрасположение к материнству. Этим я не хотел сказать, что женщина становится проституткой
исключительно под влиянием внутренней необходимости. В большинстве женщин кроются обе возможности - матери и проститутки. Прошу извинения, ибо знаю,
что это жестоко по отношению к мужчинам, нет только девственницы. Решающим моментом в торжестве одной из этих- возможностей является мужчина, который может сделать женщину матерью, но не актом совокупления, а одним только своим взгля дом.
Шопенгауэр заметил, что человек, строго говоря, должен исчислять время своего существования с того момента, когда его отец и его мать влюбились друг в друга. Но это неверно. В идеальном случае рождение
человека следовало бы отнести к тому моменту, когда женщина впервые увидели или услышала только голос мужчины, будущего отца ее ребенка. Правда,
биология и медицина, теория искусственного подбора и гинекология за последние шестьдесят лет, под влиянием Иоганна Мюллера, Т. Бишофа и Ч. Дарвина, относились крайне отрицательно к вопросу о ''предопределяющем глазе" и "предопределяющем взгляде".
В дальнейшем я постараюсь развить теорию этого явления.
Здесь же и только замечу, что очень несправедливо отрицать возможность существования "предопределяющего глаза" только на том основании, что она несоместима с взглядом, по которому только семенная



Содержание раздела