Зависимость от своих желаний


Будучи зависимыми от своих желаний и от того, что производит на них сиюминутное впечатление, они пренебрегают возможными последствиями и находятся под суггестивным влиянием своих желаний, думая о причинах и следствиях только потом. Приведем пример, объясняющий сказанное.
Школьный класс добровольно решил продавать знач ки. Каждый школьник получил ведомость, в которой регистрировались число проданных значков и получен ная сумма (предназначенная для общих нужд класса).
13-летняя Инга обладала таким особым шармом, была столь непринужденной и с такой очаровательной улыб кой общалась со сверстниками, что ни у кого не хвата ло духа оборвать ее или сделать ей какое-либо замеча ние В течение короткого времени она распродала значки. Но после этого у нее возникло интенсивное желание доставить себе удовольствие - она почувствовала вне запное и непреодолимое влечение к чему-то сладкому.

Инга была прилежной ученицей и вполне могла заслу жить сладкую награду Одновременно у нее возникло искушение использовать для себя вырученные за знач ки деньги - ведь они предоставляют столько возмож ностей!
О происхождении этих денег и цели, для кото рой они предназначались, она больше не думала - в этот момент они принадлежали ей Не откладывая свои желания, она потратила деньги на любимые сладости - для таких личностей характерны неясные представле ния о "каком-то порядке"; они одержимы собственны ми потребностями, подлежащими немедленному удов летворению.
Данный пример иллюстрирует, прежде всего, истерические личностные особенности, заключающиеся в склонности к быстрому и бездумному реагированию, нежелании и неспособности сдерживать свои потребности. Каждое побуждение, каждое желание требуют немедленного удовлетворения; ожидание для них непереносимо.

Их легко обольстить, так как они не могут противостоять искушению.
В тот же день ведомости и деньги нужно было сдать в школу. Что делать?

Инга пришла к учительнице и по просила дать ей побольше значков, так как она хочет побольше продать и отдать вырученные деньги вместе с полученными раньше, которые она оставила дома (придумывание предлогов и даже ложь в качестве оп равдания своей слабости каждый раз выглядит весьма правдоподобно). Она получила новые значки и на этот раз выиграла время - произошло чудо, ситуация бла гополучно разрешилась (такой выигрыш времени за счет раздачи обещаний также достаточно типичен) К вечеру наступил последний срок сбора денег.

Ей пришла в го лову, как ей показалось, блестящая идея. она зашла к соседке по дому и попросила у нее взаймы до следую щего утра недостающую сумму денег-ей необходимо срочно приобрести пару школьных тетрадей, а мама пошла к подруге и в данный момент недоступна.
Инга получила необходимую ей сумму денег, снова выигра ла время и возможность реализации нового "чуда" и опять попала в такое же положение, когда нужно отда вать деньги в полном объеме. О соседке и о своем долге ей она тотчас же забыла с тайной надеждой, что сосед ка, так же как и она сама, не будет вспоминать об "этой несчастной паре пфеннингов".
Такие необоснованные ожидания чудесного избавления от затруднительных положений у истерических личностей чрезвычайно развиты, они удивляют своей наивностью и искренне верят в то, что их требования и желания заменяют действительность, действуя по принципу "was ich nicht weip, macht mich nicht heip" - "чего не знаю, о том не вспоминаю". Ведь, в конечном счете, каждый человек может что-то забыть... Тут действует известный феномен замещения, в соответствии с которым то, что она хотела бы забыть (т. е. денежный долг), она хотела бы перенести на соседку, которая из-за малой суммы долга могла бы забыть о нем и тем самым легализовать нежелание девочки отдать его, хотя она, конечно, готова его вернуть (где и когда - в данный момент ее не интересует).

Прежде чем вернуть деньги, она должна предупредить соседку, выдумав правдоподобные обстоятельства, которые могли бы ее извинить.
Возможно, соседка забудет о долге - ведь для нее это маленькая сумма, - если я буду оказывать ей некоторые услуги. Или, может быть, я внезапно получу от кого-нибудь деньги в подарок?



А вдруг кто-нибудь выручит меня в порядке взаимопомощи "Kommt Zeit, kommt Rat" дает", "придет беда - купишь ума".
Через несколько дней соседка попросила мать Инги вернуть ей всю сумму, сказав при этом, что долг не был отдан ей вовремя. Неспособность Инги отказаться от немедленного удовлетворения своих желаний при вела к целой цепи неприятных последствий, так что кратковременное удовольствие оказалось для девочки слишком дорогим.
Данный пример во многих отношениях показателен и характерен; он иллюстрирует целый ряд типичных истерических образцов поведения: одержимость желаниями с влечением к их немедленному удовлетворению, при котором бросающееся в глаза заменяет обдумывание, ирреальные установки заставляют пренебрегать логичностью и последовательностью своих действий, происходящее оценивается произвольно, с надеждой на чудо, на счастливый случай, возможные последствия своих действий вытесняются и отвергаются, так что приходится все время латать дыры, нанесенные при столкновении с действительностью, с помощью лживых "историй", заменяющих истинные события; предаются забвению неприятные случаи и происшествия, связанные, прежде всего, с чувством собственной вины или неправоты; и, в конце концов, происходит отрицание неудобной или неприятной необходимости нести ответ за свое поведение или уклонение от такой необходимости. К этим людям особенно применимо выражение Ницше: ""Я это сделал", - говорит моя память. "Я не мог этого сделать", - говорит моя гордость и остается неумолимой. И память уступает". С такой же легкостью обращаются истерики и с другими реальностями, а также со временем.

Пунктуальность, планирование своего времени и его распре деление для них тягостны и непереносимы; они нередко расценивают эти качества у других людей как мелочность.
Или возьмем такую биологическую реальность, как наша зависимость от половой принадлежности, от процесса созревания и от возраста. Лица с истерическим развитием не хотят отказываться от своих установок, стремятся как можно дольше считаться детьми, которые не имеют никаких обязанностей, стремятся удержать молодость и не нести ответственности за те изменения, которые они вносят в окружающий мир или во взаимоотношения с другими.

Ответственность для них - неприятное и неудобное понятие, требующее соблюдения определенных условий, которые напоминают им о законе причинности и неприятных последствиях и выводах с ним связанных. И возраст!
Они находят различные причины, для того чтобы уклониться от ответов на вопросы о возрасте, ссылаясь на выражение "мне столько лет, на сколько я себя чувствую" и находя различные уловки, чтобы не отвечать на этот вопрос по существу. Им кажется, что, уклоняясь от того, чтобы сказать правду о своем возрасте, они достигают иллюзии вечной молодости. Начиная с одежды, в которой они придерживаются юношеского стиля, и кончая многочисленными косметическими средствами и даже косметическими операциями, они прибегают к любым средствам, чтобы поддержать эту иллюзию молодости.

Они пренебрегают заботами и волнениями, объясняя это тем, что они для них "непереносимы", а если уклониться нельзя, то ссылаются на болезнь и тем самым избавляются от хлопот и беспокойства. Подобным же образом истерические личности относятся к этическим нормам и морали.
Кто знает, что скрывается за их любезностью и предупредительнос тью? "Один раз не в счет" ("einmal ist keinmal"), a случай не влечет за собой никаких выводов и послед ствий. Кто знает, что хорошо, а что плохо? Ведь все это, в конечном счете, относительно и зависит от той точки зрения, которой мы придерживаемся в данный момент.



Они воспринимают мир пластично и гибко и возникающим на их жизненном пути ошибкам дают произвольное истолкование.
Кто знает, что в данный момент действует, а что уже прошло? Счастливым об разом их мысли свободны, они убеждены в достаточно сти настоящего и не думают о том, что может произой ти в будущем - кто может доказать противоположное? С их точки зрения логика - это обременительная, докучливая реальность.

Они все более и более отдаля ются от реальности и от решения логически вытека ющих из нее проблем - их собственная логика отли чается от логики других людей тем, что в ней минимум логики.
Когда посторонние находят в их мышлении непонятные прьокки и разрывы, за которыми они не поспевают, а их поведение определяют как немоти вированное, сами истерики хорошо себя понимают и находят свои мысли и поступки вполне логичными. Какие фантастические возможности представляет раз говор с истерической личностью, если собеседник хоть раз догадается о том, что руководит истериком и как мало знают посторонние о его мотивах и желаниях!

Так развивается так называемая псевдологика, приводящая к сознательной или подсознательной лживости, в которой едва ли не каждый может уличить истерическую личность.



Содержание раздела