Дополнительный пример


Пламенное негодование, патетические жесты, страстные призывы и жалобы являются типичным проявлением истерической агрессии, которая может внезапно ослабеть, если публика больше эти сцены не созерцает. Вот пример мужененавистничества и мстительности у женщины с сильно выраженными истерическими нарушениями.
В связи с претензиями на внимание и уважение и ссы лаясь на свои слабые нервы и хрупкое здоровье, жена требовала от своего мужа, чтобы он курил сигары на балконе, так как она не переносит дыма. Когда он смот рел по телевизору футбольные матчи, она высмеивала перед детьми его примитивность, так что они не хоте ли принимать участие в этом зрелище и не имели об щих интересов с отцом.

Он получил лучшее, чем она, образование, но, тем не менее, книги, которые он чи тал, она находила скучными, потому что не понимала их и не хотела приложить каких-либо усилий, чтобы их понять.
Ее сексуальные желания были ему непонятны и обставлялись чрезмерными требованиями, служивши ми основанием для отказа от близости Она унижала его во всех его проявлениях и отношениях, бессознательно мстя за разочарование, которое она испытала от отца, отдававшего предпочтение ее интеллектуальной сестре.
И еще один дополнительный пример.
В течение длительного времени один из моих пациен тов говорил мне, что одновременно с лечением у меня он начал получать психотерапевтическое лечение у од ного из коллег Он решил проверить, какой из приме няемых методов больше ему подходит и больше нра вится. При мне он плохо отзывался о коллеге и его методах психотерапевтической работы, при нем точно так же говорил обо мне, скрывая от каждого из нас, что в то же время лечится у другого Когда он описывал каждому из нас характер лечения у другого, то относил это к давно прошедшему времени.

Он разыгрывал нас точно таким же образом, как когда-то настраивал друг против друга своих родителей. Таким способом он из живал свои детские переживания, когда натравливал родителей друг на друга и использовал это в своих ин тересах.
Он повторял такого рода месть, натравливая психотерапевтов друг на друга, и тем самым бойкоти ровал терапевтическую ситуацию. - Биографические основы Мы снова напоминаем, что страх перед необходимостью и окончательностью является у истерических личностей преобладающим. Он становится побудительным импульсом центробежных тенденций и стремления к переменам.

Если вначале мы обратимся к предрасполагающим, способствующим разJитию истерических личностей факторам, то обнаружим прирожденную живость и привлекательность, большую спонтанность и жизненный напор, выразительность, способность проявлять вовне свои внутренние переживания и представления, общительность и закономерную потребность в общении. В связи с такой предрасположенностью, особенно сильно проявляющейся в межчеловеческих отношениях, они находятся в зависимости от постоянного подтверждения той симпатии, которую они вызывают.
Их живость, открытость, приспособляемость и склонность к увлечениям оказывают положительное впечатление на окружающих; они никогда не бывают скучными; они нуждаются в побуждениях и инициативе и сами инициативны. Врожденная привлекательность истериков часто сопровождается красотой, которую они очень рано начинают использовать для возбуждения к себе симпатии.

Они с легкостью влюбляются и многим нравятся, полагая, что так и должно быть; они чувствуют себя очаровательными и полагают это чувство совершенно естественным.
Хотя это преимущество является лишь преходящим даром, они используют его постоянно, стремясь вызвать любовь и удивление и не отказываясь от этого ни при каких условиях. Они очень рано начинают рассчитывать на свою привлекательность и, опираясь на нее, выбирать свой жизненный путь. В них живет уверенность в том, что любовь и восхищение, которые они вызывают, вполне закономерны.

Для того, чтобы эти предрасположения стали действующими, необходимо воздействие окружающей среды, на чем мы и хотим остановиться более подробно. В соответствии с психоаналитическим опытом вероятность начала развития основ истерической структуры относится к периоду жизни ребенка между 4 и 6 годами.


В этом возрасте ребенок, вырастая из младенческого периода, переходит к новым, важным шагам своего развития. В это время расширяются и обогащаются его способности и поведенческие возможности, перед ним ставятся новые задачи: он постепенно врастает в новый мир, где познает правила ролевого поведения, он получает первые навыки половой принадлежности и половой роли как девочка или мальчик, он предчувствует и предвосхищает будущее как поле для испытания и проверки своей миссии по отношению к другим.

Это означает также, что его прежний магический мир желаний с представлениями о безграничных возможностях для их удовлетворения постепенно заменяется реальностью, которая обслуживает его потребности, а также ограничивает его собственную волю. Внутренний и внешний мир его переживаний расширяется и обогащается, включая в себя уже более значительные области, которые относятся к жизни взрослых.
Это подразумевает требование возXастающего благоразумия, ответственности и расчета; короче говоря, ребенок в это период во многих отношениях осознает реальность, свое положение в ней и свои предположения о ней, что имеет отношение к существованию взрослых Для того чтобы эти шаги развития были удачными, ребенок нуждается в убедительных примерах и образцах для их достижения. Он должен встретить в поведении взрослых нечто такое, к чему он стремится: мир взрослых должен быть для него достаточно привлекательным, чтобы воспринять правила и подражать образу жизни взрослых. Родителям в этот период предъявляются новые требования: ребенок уже не малыш, созданный для них и неотделимый от них, а они не полубоги для него.

Он - маленький человек, который критически, с возрастающим стремлением к знаниям, наблюдает за ними, спрашивает об обоснованности "заветов и запретов", соблюдение которых рассматривает как приобщение к обществу (взрослых) и требует за это любящего вознаграждения; он хочет подвергнуть ис пытанию любовь к нему родителей и убедиться в том, что они его любят. Впервые ребенок обучается образ цам специфичного для данного пола поведения и вос принимает это со всей серьезностью.
Зрелость и по нимание родителей особенно важны в этот период, когда ребенок нуждается в здоровом идеале в поисках самого себя, в выработке самооценки и, наконец, в обретении идентификации. Истерическим личностям как раз в этот период недостает столь необходимого для их развития руко водства и образцов для подражания. Когда ребенок переходит от младенчества к реальному восприятию жизни с отказом от прежнего поведения и безответ ственности в пользу ответственности и понимания необходимости, он это решает как совершенно но вую для себя задачу знакомства с порядком в окружа ющем мире, который кажется ему осмысленным. В этот период родители должны помочь своему ребенку в его желании освоить этот новый для него мир, в котором дети хотят идентифицировать себя с роди телями.

Для этого они готовы отказаться от прежних форм детского поведения и свободы.
Ребенок должен получить радость от переживания соответству ющей возрасту половой идентификации и от того, что он справился с новыми для него задачами; гордость за это составляет основу образования здоро вой самооценки.
Представим себе теперь среду, которая характеризуется неустойчивостью и хаотичностью, где то, за что сегодня наказывают, завтра не принимают во внимание; среду, в которой с ребенком продолжают обращаться как с малышом, не принимют его всерьез, относятся к нему без достаточной искренности, считая маленьким и глупым, а его вопросы воспринимают с пренебрежением, как не требующие четкого и вразумительного ответа. Или представим себе родителей, допускающих при ребенке грубые сцены и ссоры и полагающих, что он все равно ничего не понимает и зависит от них, и в то же время ожидающих, что он признает их поведение разумным.



Они ведут себя таким привычным и удобным для себя способом, и когда ребенок делает им замечания и спрашивает, почему родители так поступают, они наказывают его за дерзость, исходя из принципа "quod licet Jovi, non licet bovi" ("что дозволено Юпитеру, не дозволено быку"). Таким образом, эта среда характеризуется хаотичностью, непонятностью, отсутствием руководящего начала и достойных примеров, в связи с чем ребенок растет при недостатке необходимых ориентиров и поддержки.
Так создаются условия для того, чтобы ребенок остался безответственным. Вот один пример (из дневника девочки-подростка).
"Произошло нечто необыкновенное и из ряда вон вы ходящее. Я была больна.

Матери до этого не было ника кого дела, для нее я здорова, все нормально и это само собой разумеется.
Поэтому: устраиваю утонченный иг ровой театр, в котором, с одной стороны, участвуют те молодые люди, которые этого хотят, и одна солнечная девочка, один ребенок, предлагающий угощение. Каж дый, сияя, обнимается и отмечает, какая ты сладкая, а также приносит тебе все, в чем ты нуждаешься.

И если нельзя добиться любви за твою нежность и хрупкость, то можно достигнуть другой цели - чтобы о тебе заботились.



Содержание раздела