Вмешательство в жизненные ситуации


Маленький мальчик спросил своего старшего брата, откуда берутся дети. Старший брат ответил ему, что детей приносит аист. В поисках подтверждения этого поразительного открытия маленький мальчик задал тот же вопрос своему отцу. Отец также сказал ему, что детей приносит аист.

Не желая быть невежливым, но все еще не совсем удовлетворенный, мальчик обратился к всезнающему мудрецу своему дедушке и задал ему тот же вопрос: "Откуда же берутся дети?*. Дедушка, следуя общей линии, ответил, что детей приносит аист. Придя на следующий день в школу, мальчик обсудил услышанное дома с учителем и одноклассниками и пришел к выводу, что в его семье, по крайней мере на протяжении трех поколений, не было нормальных сексуальных отношений.
Дома мальчика явно вводили в заблуждение. Поэтому, чтобы у вас не сложилось ошибочных представлений о методах борьбы со стрессом, в части I этой книги мы рассказали вам о природе стресса, привели примеры стресс-факторов, описали, как реагирует на них организм, назвали болезни и расстройства, возникающие под действием стресса. Теперь вам будет легче воспринимать борьбу со стрессом как комплекс мер, а не просто действия, выполняемые в соответствии с указаниями какого-нибудь гуру. Не существует простых решений задачи борьбы со стрессом.

В этой главе предлагается модель, описывающая стресс и его связь с болезнью, причем действия по борьбе со стрессом рассматриваются в рамках модели как вмешательство. Вмешательство осуществляется для того, чтобы предотвратить негативные последствия, которые могут вызвать стресс-факторы: психологический дискомфорт, чувство беспокойства, недомогание и болезнь. Вскоре вы увидите, что комплексный контроль над стрессом имеет смысл, логически обоснован и может быть осуществим и что в ваших силах справиться со своим стрессом.
Первая часть этой книги обеспечила нас информацией о природе стресса, примерах стрессоров, способе, которым тело реагирует на стрессоры, и недомоганиях и болезнях, связанных со стрессом. Вы уже поняли, что умение справляться со стрессом это скорее комплекс мероприятий, нежели следование указаниям какого-либо узкого специалиста. Нет готового ответа на вопрос: как справиться со стрессом.

Однако существует система управления стрессом, которую вы можете использовать, чтобы контролировать стресс и уровень напряжения организма. Эта глава представляет модель стресса, его связи с болезнью и техники управления стрессом. Вмешательства позволяют блокировать стрессор и препятствуют его выражению в негативных последствиях, таких как психологический дискомфорт, тревога, недомогание и болезни.

Вы скоро убедитесь в том, что со стрессом можно справиться, его можно взять под контроль, и в том, что вы можете управлять своим собственным стрессом.
Модель стресса
Вы начинаете испытывать стресс, попадая в жизненную ситуацию, которая (постепенно или внезапно) выводит вас из состояния равновесия. Некий фактор мягко или энергично лишает вас устойчивости, и вам нужно исправить возникший дисбаланс. Данное дестабилизирующее воздействие может представлять собой изменение температуры, угрозу, исходящую от другого человека, смерть любимого человека или какое-либо иное изменение в вашей жизни, к которому вы должны адаптироваться.
Однако все мы знаем, что на одну и ту же ситуацию разные люди реагируют по-разному, поскольку интерпретируют ее неодинаково. Данная интерпретация называется когнитивной оценкой и, как мы увидим позднее, ею можно управлять.
Для многих людей смерть любимого человека ужасное событие, и они зацикливаются на этой потере. Другие также могут рассматривать смерть любимого как нечто трагическое, но при этом думать о прекрасном времени, пережитом вместе с тем, кого уже нет. Поэтому жизненная ситуация, к которой вы должны адаптироваться, представляет собой необходимый, но не единственный компонент стресса.

Важно, чтобы вы воспринимали эту жизненную ситуацию как стрессовую.
Перед нами ситуация, воспринятая нами как стрессовая (внушающая беспокойство). Это представлено на 4.1. За восприятием следует эмоциональная реакция на причинившее страдание событие жизни.



Восприятие жизненной ситуации как стрессовой может вызвать страх, гнев, чувство опасности или ощущение, что вы стали объектом внезапной атаки, состояние потрясения, фрустрации и беспомощности.


4.1. Восприятие жизненной ситуации
Эти чувства приводят к физиологическому возбуждению. Как уже говорилось в главе 2, стрессовая реактивность включает повышение уровня холестерина в сыворотке крови, учащения дыхательных и сердечных ритмов, повышения мышечного напряжения, артериального давления и уровня глюкозы в крови вместе со снижением эффективности иммунной системы, пищеварения, силы сердечной мышцы и гистаминной эффективности. Если физиологическое возбуждение хроническое или длительное, оно может вылиться в недомогание или болезнь. Вместе с тем стресс может привести и к другим последствиям: низкой работоспособности, межличностным конфликтам или другим негативным эффектам.

На этом построение модели стресса завершено. Сама модель представлена на 4.2.
Чтобы понять, как работает эта модель, кратко остановимся на каждом ее этапе, вплоть до последствий длительного стресса. Предположим, что вы работаете в автомобильной индустрии и относительно хорошо устроены. Ваша работа доставляет вам удовольствие. Вы работаете на одном и том же месте уже восемь лет,
чувствуете себя достаточно комфортно, находитесь в хороших отношениях с сотрудниками, знаете время перерывов на кофе, разработали лучшие маршруты для поездок на работу и с работы и знаете, с кем следует быть особенно деликатным. К несчастью, ситуация в экономике изменяется в худшую сторону. Получать кредиты становится труднее, растут процентные ставки.


4.2. Модель стресса
Люди перестают покупать машины, и ваша компания решает уволить несколько сотен работников. В конверте с зарплатой уведомление об увольнении. Таким образом, перед вами возникает ситуация, к которой вы должны адаптироваться.
Вы считаете эту ситуацию концом света! Как вы будете платить за квартиру, на что покупать еду и оплачивать медицинские счета? Как вы будете проводить время? Что люди подумают о вас?

Сможете ли вы получить другую работу? С чего начать ее поиски? Вопросы, заботы, проблемы. Таким образом, вы сейчас перешли ко второму этапу модели: восприняли увольнение как стрессовую ситуацию.

Признайте, однако, что не все воспримут это же событие как внушающее серьезное беспокойство. Некоторые из ваших коллег могут сказать:
1. Увольнение не самое лучшее, что могло произойти со мной, но на самом деле я нуждаюсь в отдыхе. В последнее время я работал слишком много.
2. Я использую представившуюся возможность для того, чтобы проводить больше времени с моими детьми.
3. Я воспользуюсь этой ситуацией, чтобы навестить своих друзей. Я всегда хотел иметь время, чтобы сделать это.
Люди, воспринявшие ситуацию таким образом, установили барьер между нею и своим восприятием ситуации. Они изменили свою когнитивную оценку увольнения. Они не восприняли событие как глобальную катастрофу, и поэтому оно не стало катастрофой для них.
Вы, однако, восприняли увольнение как травматическое событие, и это вызвало эмоциональное возбуждение, Вы испытываете страх перед будущим, сомневаетесь в своей состоятельности. Вы обозлены на начальника за то, что попали в число уволенных. Вы расстроены сложившейся ситуацией и не знаете, что делать дальше.

Эти чувства выражаются в физиологическом возбуждении. У вас увеличивается содержание жира в крови, усиливается потоотделение, вы по-другому дышите, напрягаете свои мышцы, выделяете больше соляной кислоты, у вас сни-
жается количество лимфоцитов в крови, призванных противодействовать носителям инфекции
Если вы не сумеете каким-либо образом преодолеть эти нарастающие последствия стресса, если ситуация и ваша реакция на нее останутся неизменными, у вас высок риск развития какой-либо связанной со стрессом болезни.


4.3. Представьте себе, что модель стресса - это карта дороги, которая проходит через несколько городов. Как и на любой другой дороге, на этом пути вы можете
поставить барьеры
Установление барьера
В результате действия стресс-факторов высока вероятность появления заболеваний и других негативных последствий. В этом случае вы можете вмешаться до того, как эти последствия наступят. Вмешательства заключаются в установлении барьеров в различных точках модели теории стресса ( 4.3).

Эта модель состоит из последовательных фаз, где каждая зависит от полного развития предыдущей. Любое нарушение этой последовательности в той или иной степени повлияет на процесс. Например, перед вами жизненная ситуация, требующая адаптации.

Между этой ситуацией и следующей фазой восприятием ее как стрессовой можно поставить барьер. Этот барьер может состоять из назначенного лечения (седативных препаратов, транквилизаторов, антидепрессантов), запрещенных средств (наркотиков) или проявленного упорства, силы воли с вашей стороны. Вы не позволите сложившейся ситуации нарушить свое душевное равновесие.


Относительно последнего вы можете сосредоточиться на положительной стороне ситуации (всегда есть что-то позитивное в любой ситуации, потому что она могла сложиться еще хуже).



Содержание раздела