Не существует магической пилюли знания, проглотив которую, можно было бы овладеть любой наукой или умением. Обучение - это творческий процесс. Данные, содержащиеся в книге или изложенные на лекции, представляют собой лишь сырой продукт.
Вы не сможете овладеть информацией, не переварив ее.
10.7. Принцип артикуляции.
В главе 3 мы обсуждали подробное описание, идея которого проистекает из глубокого метапринципа, названного мною принципом артикуляции. Он гласит, что чем подробнее мы описываем свое восприятие предмета или явления, тем сильнее осознаем его и глубже постигаем связанные с ним ощущения. Принцип артикуляции является рациональным зерном как метода сократовских вопросов, так и метода непринужденных заметок.
Изложение собственных мыслей по какому-либо вопросу само по себе позволяет узнать о предмете намного больше - даже если не поступило никакой новой информации.
Наши знания в таких случаях пополняются не за счет фактов извне, а через восприятие собственных ощущений, которое, формируя цикл обратной связи, растет как снежный ком. Трудно переоценить огромное и зачастую игнорируемое значение принципа артикуляции для увеличения производительности в практически любой области человеческой деятельности.
10.7.1. Музыкальная подпитка.
Давайте пXедположим, что мы наблюдаем, как нарастает снежный ком в какой-нибудь области - пусть даже выходящей за границы обсуждаемой в книге темы. По чистой случайности я открыл свой подход к этой проблеме почти тридцать лет назад - задолго до того, как сформулировал теорию гениальности.
Где-то во второй половине 60-х годов я взял за привычку тренькать на пианино с включенным на запись магнитофоном. У меня не было никакого музыкального образования и еще меньше природного таланта к музицированию, но тем не менее вскоре я обнаружил, что, когда касался клавиш без принуждения, просто с наглой претензией на блестящее выступление, некоторые куски звучали весьма сносно и хотя и туманно, но напоминали музыку. При прослушивании записей собственной игры у меня появилось желание стереть какофонию, вносящую диссонанс, и сохранить удачные места.
Такая обратная связь укрепила во мне навык извлечения некоторого подобия мелодии. Довольно быстро я разучился третировать фортепьяно, вызывая разноголосые шумы, и вдруг с удивлением обнаружил, что способен исполнять довольно длинные и весьма мелодичные пассажи. Все мои музыкальные произведения имели четко выраженные начало, середину и концовку.
Таким образом я сочинил не один десяток приятных слуху вещей.
10.7.2. Внутренний композитор.
Как доказали успехи ускоренного обучения, в определенной мере в любом из нас таятся всевозможные таланты, которые вполне реально раскрыть, если заняться развитием соответствующих способностей.
Все мы храним мощный инстинкт к музыкальному сочинительству. Музыкальные темы, возникшие в результате моих спонтанных ударов по клавиатуре, родились из глубокого источника вдохновения в моем подсознании. Груз работы, забот о детях, собаках и гнет домашних неурядиц заставили меня прервать музыкальные импровизации и не вспоминать о них в течение тридцати лет.
Когда же я вновь вернулся к композиторской деятельности, мое подсознание включилось на том самом месте, где оно выключилось, и продолжало создавать все те же знакомые, но изменчивые темы мелодий, которые, вероятно, и заключали в себе мой уникальный музыкальный язык.
10.8. Запись импровизаций.
Уникальность методики записи импровизаций в том, что она полезна в равной степени и начинающему, и профессиональному музыканту. У начинающего она вырабатывает уверенность и своеобразное инстинктивное чувство, столь необходимое как для музыкального исполнения, так и для создания композиций. Профессионалу она помогает избавиться от табу, которое, возможно, однажды было наложено или бесконечными изматывающими тренировками, или благоговейным трепетом перед процессом сочинительства.
При записи импровизаций властвуют хаотические силы. Когда ваше спонтанное самовыражение в музыке беспорядочно накладывается на ваше же собственное внимательное осознание содеянного, стоячие волны внезапно принимают элегантную форму.
В течение первых 30 минут слушайте мелодию очень внимательно, а затем можете использовать свои опусы в качестве фона для других занятий.
5. Уделяйте особое внимание тем фрагментам записи, которые кажутся наиболее приятными. В полном соответствии с первым законом поведенческой психологии близкие вам темы закрепятся и будут появляться вновь и вновь в вашей игре, хотя и в несколько измененном виде. Те же части, что утомляют вас или режут слух, постепенно исчезнут.
6. Продолжайте ежедневно практиковаться хотя бы в течение двух недель. Фаза содроганий и какофонии продлится не более 3-5 дней. Правда, за это время ваши вера, усердие и чувство юмора подвергнутся тяжелейшему испытанию, поскольку вы не сможете не ужасаться звукам собственных импровизаций.
7. К концу первой недели занятий то тут то там станет проглядывать ваша тема. Вы сможете добыть руду из записей и более традиционным способом - выбирая отдельные куски. Я называю эту фазу разработкой рудника мелодий.
Тем временем все нестройные элементы игры исчезнут вследствие эффекта снежного кома, который основан на вашей постоянной обратной связи и закреплении достигнутого успеха.
На ранней стадии старайтесь избегать непременных повторов одной-двух простых мелодий. Эта привычка может легко превратиться в инструмент, лишь вчерне набрасывающий глубинные и сложные переживания.
8. После первой недели музыкальных занятий вы должны вступить в фазу создания целостного музыкального произведения. В мире музыки царствуют свои логические законы построения. Ваши импровизации возникают как сложнейшие оригинальные композиции, густо усеянные сюрпризами.
Вы в самом деле поразитесь, насколько мелодична и благозвучна стала ваша игра.
Мы обнаружили, что разновидности метода импровизаций так же хорошо работают и в сфере других искусств - например, при рисовании красками или выполнении эскизов. Богатым источником методик, основанных на приложении сократовского приема к рисованию и другим искусствам, является книга Джона Пирсона Рисунки изобретательного ума. Книга Пирсона адаптирована для детей и поэтому отлично подходит для школьного обучения.
10.9. Сила самовыражения.
По существу, мысли, выраженные учеником, в тысячу раз продуктивнее с точки зрения обучения, чем мысли, выраженные ученику. Сам Сократ охотно бы под этим подписался. В главе 3 вы научились открывать пути к своему потоку воображения, расширяя нейрологический контакт с возникающими мысленными образами.
Весь наш опыт на переднем крае ускоренного обучения показывает также, что это лучший способ получения знаний. Уверен, что, следуя ему, вы найдете несколько даже более перспективных приемов, чем метод самопознания Сократа, основанный на эффекте снежного кома.